Казахстан ограничил импорт дизтоплива из России до объемов индикативного баланса и ввел с 20 июня конвенционный запрет на его ввоз для всех получателей, кроме госкомпании “КазМунайГаз Онимдери”. “В связи с обращением КЗХ 16 июня дирекция совета уведомляет о введении конвенционного запрещения на прием-передачу вагонов с грузами дизельного топлива с 20 июня и бензина А-80 с 1 июля до отмены со всех станций РЖД назначением на все станции КЗХ, кроме бензина, поставляемого по индикативному балансу в адрес “КазМунайГаз Онимдери”, – говорится в телеграмме РЖД.
Таким образом правительство Казахстана, стремясь избежать возможного дефицита дизтоплива в период ремонта на крупнейшем в стране Павлодарском НХЗ, берет под контроль поставки этого продукта, отмечают трейдеры. Под конвенции, как следует из документа, попал также российский низкооктановый бензин А-80.
Российские компании резко сократили поставки нефтепродуктов в Казахстан из-за ухудшения экономики экспорта после девальвации тенге в феврале. Стараясь избежать дефицита, правительство страны обязало единого оператора – госкомпанию “КазМунайГаз Онимдери” – увеличить объем закупки дизтоплива в России в июне до 40 тыс. т с ранее запланированных 35 тыс. т, а график поставок российского дизтоплива в рамках индикативного баланса был увеличен до конца года на 28 тыс. т до 378 тыс. т. Трейдеры уточнили, что “КазМунайГаз Онимдери” договорился с “Газпром нефтью” о поставке 20 тыс. т дизтоплива в июне.
Казахстан с мая квотирует ввоз российского бензина, в то время как ограничений на импорт дизтоплива до настоящего времени не было.
В 2013 г. Казахстан с 24 мая до 1 ноября ограничивал импорт российского бензина для защиты внутреннего рынка от избыточных объемов, но, несмотря на квотирование, импорт российского топлива по железной дороге составил 2 млн. т. В январе 2014 г. Миннефтегаза Казахстана заявляло, что снова рассматривает возможность ограничения импорта российского бензина. В 2014 г. Казахстан планирует импортировать, главным образом из России, 1069 тыс. т бензина и 600-650 тыс. т дизельного топлива. При этом производство страной автобензина в 2014 г. планируется на уровне 2,9 млн. т, потребление – 4,2 млн. т.
В Казахстане работают три крупных НПЗ – Атырауский, Шымкентский и Павлодарский, производство которых не покрывает внутренний спрос, в связи с чем Казахстан вынужден импортировать топливо из РФ. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)