Экономист Галим Хусаинов объяснил, как и почему мог возникнуть дефицит топлива в Казахстане и по каким причинам власти оказались от идеи строительства нового НПЗ. Он также рассказал, кто может помочь Казахстану в создании суперзавода по переработке нефти, который мог бы решить разом проблему нехватки бензина в стране.
Эксперт дал понять, что запланированное ранее строительство нового НПЗ сейчас невозможно, и согласен с властями, которые заявили, что четвертого такого предприятия в Казахстане не будет. “Строить с нуля завод очень дорого, еще нужно и источник сырья иметь. Поэтому, чтобы обойтись малой кровью, будут пытаться расширять имеющиеся заводы, в том числе и Шымкентский”, – объяснил Галим Хусаинов. Такое же мнение выразил депутат мажилиса парламента Айкын Конуров: “Думаю, такое решение принято в свете отсутствия денег на строительство НПЗ, что само по себе очень затратно”.
Галим Хусаинов уверен, что для решения нехватки горюче-смазочных материалов нужно посчитать баланс и выяснить, каким будет дефицит. При этом необходимо учитывать количество автомобилей в Казахстане, которое в будущем будет увеличиваться. “Может сложиться такая ситуация, что модернизируют, а потом снова будет нехватка, так как увеличится потребность. У нас, к сожалению, нет долгосрочного прогнозирования, отсюда проблемы в принятии решений. Многие вопросы решаются в разрезе краткосрочной ситуации, нежели долгосрочной, что в итоге приводит к последствиям через 5-7 лет”, – продолжил аналитик.
Существующий в республике запрет на экспорт ГСМ не может сохраняться долго. Его снятие, которое наступит после модернизации имеющихся на сегодня производственных мощностей, может снова привести к дефициту.
“Сейчас ситуация такова, что все заводы находятся под контролем государства, что приводит к определенной монополии. Нужно больше привлекать другие компании, особенно иностранные. У государства нет денег на крупные инвестиции, учитывая Кашаган, стагнацию добычи нефти и крупных проектов. Привлечь в эту отрасль новых инвесторов – задача нелегкая, но выполнимая, особенно если это делать по принципу “технологии в обмен на ресурсы”. У нас работают гигантские нефтяные компании типа Chevron, Shell, Total. С ними и нужно работать по строительству суперсовременного завода”, – предложил Галим Хусаинов. Сейчас иностранные инвесторы не горят желанием вкладываться в казахстанские промышленные предприятия. Этому, возможно, препятствует сложившаяся в стране система взаимодействия с ними.
Мажилисмен Айкын Конуров верит, что рано или поздно цены на топливо нормализуются. “Выравнивание цен на ГСМ внутри стран Евразийского экономического союза восстановит нарушенный баланс, когда невыгодно заниматься поставками с рынка РФ и РБ. А, учитывая предстоящую глубокую модернизацию наших НПЗ, все это приведет к тому, что дефицит будет побежден”, – резюмировал Айкын Конуров. Однако цены на бензин и другое горючее внутри Казахстана вырастут однозначно, добавил мажилисмен. (OilNews.kz/Химия Украины и мира)