Около 120 тыс. т бензина А-92 получит Казахстан до конца года. Основные поставки будут осуществляться из России и Беларуси. Сейчас на цену большее давление оказывают валютные колебания.
Дефицит бензина в России откликнулся в Казахстане. Причиной сокращения поставок стало увеличение потребления на собственном рынке РФ, аварийный простой нескольких НПЗ в октябре, а также большая разница в ценах двух стран. Казахстанцы нехватку топлива начали ощущать с марта. Тогда же поднялась цена на горючее. Для стабилизации ситуации правительство предприняло несколько шагов: увеличена загрузка НПЗ, перенесен плановый ремонт Шымкентского завода с октября на март 2015 г., увеличены объем и география импорта ГСМ: Россия, Беларусь, Финляндия и Румыния. “С целью покрытия недостающих объемов светлых нефтепродуктов в соответствии с соглашением между правительством Казахстана и России были подписаны индикативные балансы нефтепродуктов, предусматривающие беспошлинные поставки из России в Казахстан в 2014 г. 958 тыс. т автобензина и 470 тыс. т дизтоплива”, – отметил первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин.
120 тыс. т 92-го бензина до конца года планирует завезти в Казахстан нацкомпания “КазМунайГаз”. Впрочем, импортировать топливо могут и частные предприниматели. А вот увеличения поставок с казахстанских НПЗ пока ждать не стоит. До 2016 г. заводы будут находиться на реконструкции и модернизации. Если раньше суммарная мощность местных НПЗ составляла до 14,5 млн. т топлива в год, то после ремонта на 4 млн. т станет больше. Кроме того, повысится его качество. Казахстанские аналитики считают, что после завершения модернизации НПЗ нужды в импорте не будет.
“На наших заводах в среднем глубина переработки – 50-60%, то есть мы извлекаем только 50-60% светлых нефтепродуктов. Это бензин, дизельное топливо, остальное уходит в осадок, остаток. А если увеличим глубину до 95-98%, то объем бензина и дизельного топлива увеличится”, – объяснил вице-президент Национальной инженерной академии Надир Надиров.
Ежегодно в Казахстане добывается около 80 млн. т нефти. Из них на переработку для внутренних нужд остается 14 млн. т, остальное уходит на экспорт. Для полного обеспечения казахстанцев горючим ежегодно импортируется около 2 млн. т нефтепродуктов. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)