“Уралкалий” снова взялся отсуживать акции черкасского “Азота”, контролируемого Дмитрием Фирташем. Последний активно отбивается от претензий россиян в судебных инстанциях. Иски с обеих сторон 18 ноября 2014 г. рассмотрел Хозяйственный суд Черкасской области. Об этом свидетельствует соответствующая запись, появившаяся в Едином госреестре судебных решений. Как акционер черкасского “Азота” “Уралкалий” сможет поучаствовать в приватизации ОПЗ.
“Уралкалий”, поглотив компанию “Сильвинит” в 2011 г. (которая якобы на тот момент владела 11,34% акций черкасского “Азота”), в июле того же года объявил себя преемником этого пакета и начала тяжбу за него в украинских судах. Тогда российская компания заявляла, что сами акции черкасского химпредприятия ей особо и не нужны. “Компания “Уралкалий” планирует реализовать миноритарный пакет ОАО “Азот” как непрофильный актив”, – сообщала в то время пресс-служба компании. “Уралкалий” довел свою тяжбу до Высшего хозсуда и даже Высшего специализированного суда, но безрезультатно – они отказали компании в праве владеть акциями “Азота”.
Тем не менее, в ноябре 2014 г. “Уралкалий” инициировал новую тяжбу, ссылаясь на так называемые новые обстоятельства. Таковыми в компании посчитали отмену решения Апелляционного суда Харьковской области от 27 марта текущего года. Суд частично признавал недействительным договор об отступных, который заключал еще “Сильвинит” с покупателями акций черкасского “Азота” в 2006 г.
Но этот предлог Хозсуд Черкасской области в ходе рассмотрения дела 18 ноября этого года счел недостаточным. И встал на сторону черкасского “Азота”, оставив в силе свое прежнее решение от 11 сентября 2012 г. В нем он признал отсутствие прав собственности ОАО “Уралкалий” на 12,5 млн. акций завода (11,34%). Россияне заявили, что будут оспаривать это решение.
Зачем “Уралкалию” теперь этот пакет (когда украинское производство азотных удобрений находится в худшем за всю историю состоянии), в российской компании ответить не захотели. В Octchem Дмитрия Фирташа тоже были не расположены к общению на сей счет. “В Octchem не комментируют ход судебных разбирательств до момента их завершения”, – сообщили в компании. Зато свет на ситуацию и перспективы пролили эксперты. Многое объясняют и недавние изменения в составе акционеров самого “Уралкалия”.
Дело в том, что в декабре 2013 г. 19,99% акций “Уралкалия” приобрел владелец “Уралхима” Дмитрий Мазепин. Его бизнес уже не назовешь непрофильным, так как именно “Уралхим” является российским лидером по выпуску аммиачной селитры, как и черкасский “Азот” в Украине. Мазепин слывет предпринимателем, который не упустит своего даже в мелочах. А тут такая возможность стать миноритарием предприятия, которое диктует ценовую политику на украинском рынке аммиачной селитры.
Но на этом интерес Мазепина к украинскому производству удобрений не заканчивается. Недавно в российских СМИ прошла информация о том, что он ведет переговоры с украинской группой “Приват” о совместном приобретении Одесского припортового завода, когда тот будет выставлен на продажу. Правда, “Уралхим” факт ведения переговоров отрицает. Но о его интересе к “Тольяттиазоту” (и автоматически к ОПЗ, поскольку оба предприятия используют один аммиакопровод) в России не говорит только ленивый.
Фонд госимущества перенес продажу ОПЗ на декабрь 2015 г. Проблема в том, что “Уралхиму” будет непросто соответствовать условиям продажи ОПЗ с учетом военных действий на востоке Украины – российскую компанию могут просто не допустить к торгам. По этой причине “Уралхиму” придется договариваться о совместной покупке ОПЗ с кем-то из украинских бизнесменов, для которых большая химия – профильный бизнес. Подходящих кандидатур в Украине только две – Игорь Коломойский и Дмитрий Фирташ.
Отношение Коломойского к российскому капиталу сейчас нельзя назвать лояльным с учетом того, что его компании на российской территории попали в немилость к тамошним властям и были фактически национализированы. Остается Фирташ. По мнению руководителя информационной компании “Инфоиндустрия” Дмитрия Гордейчука, акции черкасского “Азота” могли понадобиться “Уралкалию” как рычаг давления на владельца украинского химактива. Особенно с учетом того, что Фирташ заблокировал продажу ОПЗ газовым иском. Напомним, его компания “РГК Трейдинг” требует в суде от ОПЗ уплаты 1,3 млрд. грн. за ранее потребленный, но не оплаченный газ. “Доля в самом перспективном украинском производителе удобрений может стать предметом торга между Фирташем и совладельцем “Уралкалия” Мазепиным. Хотя Фирташа, вероятно, не порадует участие российской компании в управлении черкасским “Азотом”, – считает эксперт.
По предположениям Гордейчука, статус миноритарного акционера черкасского “Азота” может позволить российской компании и самостоятельно поучаствовать в торгах по ОПЗ. Мазепин, считает аналитик, сможет добиваться разблокирования продажи ОПЗ и проторить себе дорогу к участию в торгах. (Капитал/Энергетика Украины и мира)