Китай опубликовал первый пакет квот на экспорт нефтепродуктов на 2015 г. Они составили 9,75 млн. т (около 8 млн. т в I кв. 2014 г.)ю Главными экспортными товарами для нефтяной отрасли Китая станут авиатопливо и бензин.
Государственные компании стремятся получить от правительства экспортные квоты на некоторые виды нефтепродуктов, а также имеют возможность подать требование на переработку того или иного нефтепродукта, квоту на который они не использовали, в другой продукт. Квоты публикуются раз в квартал, а неиспользованные объемы можно перенести. Новые квоты были утверждены Минторговли и Главным таможенным управлением КНР в конце декабря 2014 г.
Отражая некоторое улучшение внутреннего спроса на дизельное топлива и устойчивый рост местного производства бензина и авиатоплива, квота на дизельное топливо стала самой низкой из квот на 3 основных вида транспортного топлива – 1,36 млн. т, что на 28,4% ниже квоты I кв. 2013 г. Новая квота на экспорт бензина, составляющая 2,68 млн. т, увеличена на 22,4% по сравнению с I кв. 2013 г., а квота на экспорт авиатоплива выросла на 59,4% до 5,61 млн. т. Увеличение квоты на авиатопливо, по-видимому, отражает ожидания того, что избыток предложения на внутреннем рынке сохранится, так как производительность китайских НПЗ растет почти на 20% в год. При этом рост спроса составляет примерно 13%.
China National Petroleum Corp. и Sinopec получили квоты на экспорт 4,8 млн. т нефтепродуктов каждая, China National Oil Corp. – на 150 тыс. т. Sinopec получила квоту на экспорт 350 тыс. т ДТ, а CNPC – почти на 1 млн. т. По словам источника, экономика экспорта дизтоплива не слишком благоприятна, поэтому маловероятно, что Chinaoil, которая является трейдинговым подразделением CNPC, полностью использует свою квоту. CNPC получила право на экспорт 2,06 млн. т бензина, а Sinopec квоту на экспорт 600 тыс. т. Ориентированная на экспорт перерабатывающая компания Dalian West Pacific Petrochemical Corp. (WEPEC), контролируемая CNPC, получила квоту на экспорт 700 тыс. т бензина, 700 тыс. т авиатоплива, 200 тыс. т ДТ и 100 тыс. т нафты. Источник в WEPEC отметил, что в настоящее время выгоднее экспортировать бензин, чем дизельное топливо, так как экспортная цена бензина выше, чем внутренние цены, тогда как с дизтопливом ситуация противоположна. Компания рассчитывает немного увеличить экспорт нефтепродуктов по сравнению с IV кварталом 2014 г. В январе она, вероятно, поставит на экспорт 100 тыс. т бензина, 108 тыс. т авиатоплива и 40 тыс. т ДТ. CNOOC, которая начала экспорт со своего НПЗ Хуэйчжоу мощностью 240 тыс. барр./сут. во II полугодии 2014 г., получила разрешение на экспорт 20 тыс. т бензина, 30 тыс. т дизеля и 100 тыс. т авиатоплива.
Квоты в 2015 г. получили 20 НПЗ. Помимо Хуэйчжоу квоты даны тем же 8 заводам CNPC, что и в 2014 г., а количество заводов Sinopec уменьшилось с 12 до 11. НПЗ в Фуцзяне мощностью 280 тыс. барр./сут., который является СП компании с Saudi Aramco и ExxonMobil, не получил права на экспорт. В 2014 г. заводу была предоставлена квота на экспорт 90 тыс. т авиатоплива, которая осталась неиспользованной. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)