Цены на бензин растут на фоне ослабевшего рубля и проведения налогового маневра с начала 2015 г. Такое мнение озвучивает экспертное сообщество на фоне заявлений премьер-министра Дмитрия Медведева относительно удорожания топлива на российских АЗС.
В середине января политик поручил главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) “тщательно проанализировать эту ситуацию”. Рост цен на бензин по итогам 2014 г. составил порядка 9%, внеся свой вклад в рост годовой инфляции, которая оказалась на уровне 11,4%. Такие цифры на заседании у Дмитрия Медведева озвучил руководитель ФАС Игорь Артемьев. При этом нефть рухнула в цене за 2014 г. более чем на треть.
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник отметил, что в России существует парадокс, когда цена на бензин растет в независимости от внешней конъюнктуры. И если, например, в США при удешевлении нефти бензин отыгрывает свою стоимость, то в РФ он стабильно растет. Однако в ФАС отмечают, что на стоимость нефти в итоговой цене бензина приходится только 20%, в то время как на налоги – свыше 40%. Кроме того, по мнению Игоря Артемьева, при существенном снижении цен на нефть и нефтепродукты, которое имеет место на мировых рынках, в России существует “прямая корреляция с тем, что произошло с рублем. То есть насколько упали цены на нефть, настолько же ослаб рубль”.
Отсутствие прямого влияния мировых цен на нефть на стоимость бензина в России подтвердил и глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Он, в частности, заявил: “Внутренняя цена на бензин не связанна с мировыми ценами на нефть. Ведь мы не покупаем ее по этим ценам”.
Российский премьер отметил, что повышение цен на топливо и бензин в стране вызвано не только ослаблением рубля, но и другими причинами, в частности, налоговой составляющей. С 1 января 2015 г. в России реализуется налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, суть которого заключается в поэтапном (за 3 года) снижении экспортных пошлин на нефть в 1,7 раза с параллельным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в те же 1,7 раза, а на газовый конденсат – в 6,5 раза.
Еще на момент разработки налоговой маневр активно критиковался нефтегазовыми компаниями, поскольку он ведет к повышению внутренних цен на нефтепродукты. Для предотвращения этих негативных последствий в рамках маневра предполагается понижение акцизов. Однако министр энергетики РФ Александр Новак считает, что в 2015 г. цены на бензин в России вырастут на 10%, а итоговые темпы роста во многом будут зависеть от инфляции.
Евгений Аркуша также уверен, что дальнейший рост цен неизбежен, но сложно прогнозировать, будет ли он плавным в течение всего года или скачкообразным. Эксперты отмечают, что основной рост стоимости придется на весну 2015 г, так как сейчас на АЗС продают топливо, закупленное в декабре, системе требуется время, чтобы прочувствовать влияние налогового маневра на расходы компаний. К тому же, по словам Пасечника, на российском нефтяном рынке сохраняется высокая монополизация, что также создает угрозу роста цен на автозаправках. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)