Реализация топлива на АЗС упала в январе в среднем на 10% по сравнению с январем 2014 г. Первыми отток клиентов и сокращение “пролива” почувствовали независимые операторы АЗС, где цены традиционно выше, чем на заправках вертикально интегрированных компаний, говорится в обзоре агентства “Аналитика товарных рынков”.
Причиной снижения стал не только сезонный фактор. “Снижению спроса на нефтепродукты со стороны промышленных предприятий, а также строительных и транспортных компаний способствовала сложная экономическая ситуация в стране. Кроме того, в текущем году январские праздники были длиннее, чем в 2014 г., что также способствовало сокращению потребления топлив”, – отмечают эксперты. “Упал средний чек, потребители уже не заправляют полный бак”, – отметил эксперт агентства Артем Рахманкулов. По его данным, негативную тенденцию отмечают операторы АЗС в Центральном, Северо-Западном, Сибирском регионах. По словам эксперта, первыми тревогу забили независимые сети АЗС. Пока независимые распродают объемы топлива, закупленные в конце 2014 г. по высоким ценам, их возможности по снижению стоимости для потребителей ограничены. Некоторые ВИНК держат цены на АЗС на одном уровне несколько месяцев.
Однако сейчас на заправки начинает поступать более дешевый товар и независимым операторам приходится переписывать ценники в борьбе за потребителя, отмечает эксперт. “У нас есть сведения, что объемы продаж топлива в январе падают, речь идет о периоде с середины месяца, после окончания новогодних каникул. Мы считаем, что это связано с общим снижением деловой активности”, – сообщил исполнительный директор Московской топливной ассоциации (МТА) Григорий Сергиенко. Он отметил, что подобные явления наблюдались и в кризис 2008-2009 гг.
В условиях снижения спроса на топливо участники рынка задумались об антикризисных мерах по стимулированию продаж. Впрочем, возможности розничных сетей по снижению цен и предоставлению скидок на топливо ограничены. “Розничный рынок нефтепродуктов в РФ очень конкурентен (как минимум в западноевропейской части РФ), это на фоне сезонного снижения спроса и как следствие избыточного предложения является сдерживающим фактором для текущего роста цен. С другой стороны – такие факторы как налоговый маневр, девальвация рубля и рост процентных ставок по кредитам раскручивают маховик инфляционных издержек, что создает предпосылки для роста розничных цен в будущие месяцы. Иными словами – снижать розничные цены (или расширять скидки) крайне нежелательно по причине вышесказанного, но и повышать сейчас рыночная ситуация не позволяет”, – сказал собеседник в одной из нефтяных компаний. (Нефть России/Химия Украины и мира)