ПАО “Укргаздобыча” заявила о желании перевести аукционные торги по продаже СУГ и нефтепродуктов на электронную площадку. Пока что законодательная база не позволяет этого сделать, однако в случае поддержки со стороны НАК “Нафтогаз Украины” и профильного министерства возможно внесение соответствующих изменений в постановление Кабмина №570. OilNews провел опрос участников и экспертов рынка СУГ о перспективах, положительных и негативных сторонах электронной биржевой торговли газом в Украине.
Андрей Корольчук, руководитель управления поставок и реализации газа WOG: “С одной стороны, электронные торги лишают участников аукциона такого важного фактора, как визуальный контакт с другими покупателями. Во время традиционных аукционов мы видим кто, по какой цене и сколько купил. Электронные торги такой возможности не дают. Это минус. Однако онлайн торговля всегда гарантирует максимально конкурентную среду. Для рынка это большой плюс. Как показывает пример компаний, которые реализуют газ на анонимных электронных аукционах, цена продажи у них всегда выше”.
Виктор Хруленко, руководитель группы по реализации сжиженного газа компании ПГНК: “Для производителя электронные торги имеют одни положительные стороны. За три года, за которые мы используем электронную систему для реализации сжиженного газа, мы ни разу не разуверились в верности выбранного метода. Во-первых, это экономит время как продавцов, так и покупателей: поездки, аренда залов, занятость людей. Во-вторых, верно выстроенная система позволяет исключить ангажированность лиц, ответственных за проведение аукциона, а также собирать очень полезную для продавца аналитику о ходе торгов”.
Дмитрий Круподеров, заместитель директора “Агентства инвестиционного менеджмента”: “По большому счету, электронные торги – это прогрессивная форма продажи, все к этому рано или поздно придут. Живые аукционы, какими они есть сегодня, несут двойную функцию: основную – продажу/покупку газа, побочную – регулярное общение участников рынка. Безусловно, мы все в личном режиме общаемся ежедневно, однако иногда за полчаса живых бесед практически всех основных участников рынка, собранных в одном месте, получаешь больше информации, чем за месяц по телефону. Электронные аукционы функцию общения, естественно, уберут – живое общение потеряется. Что касается прозрачности и возможности для злоупотреблений, то здесь все зависит от организации торгов. В Украине есть разные примеры: одни электронные торги по своей сути не отличаются от аукционов “с молотка”, так как имена торгующихся видны всем, а есть и более защищенные от сговора аукционы”.
Артем Куюн, эксперт “Консалтинговой группы А-95”: “Повышение прозрачности продаж – хороший сигнал от государственной компании и, безусловно, прогрессивный шаг. Однако очень важно обеспечить анонимность торгов. Только в этом случае будет соблюдена идея конкурентных торгов и сформировавшаяся цена будет рыночной. В Украине есть примеры анонимных электронных торгов сжиженным газом, однако небольшие объемы продаж позволяют иногда загонять цену вверх небольшими силами. В случае с “Укргаздобычей”, реализующей по 8-10 тыс. т на каждых торгах, такой возможности не будет”.
Владислав Колодяжный, директор “Газтрон-Украина”: “Наша компания положительно относится к идее электронных торгов. Кроме того, что это удобно, такая система реализации позволяет сохранить здоровую конкуренцию на рынке. Договоренности между покупателями крайне затруднены, даже в случае их существования реализовать их будет очень трудно, поскольку в ходе электронных торгов всегда много сюрпризов. Если торги будут с технической точки зрения организованы правильно, это поможет определить реальную рыночную цену. Электронная торговля – это более рыночный механизм, нежели существующие сегодня аукционы “с молотка”. Она позволяет эффективно играть на понижение, на повышение, приближает аукцион к принципам биржевой торговли”. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)