Правительство намерено ввести обязательную госрегистрацию строительных материалов для гарантии их качества. В России с 2010 г. отсутствует эффективный контроль химического состава строительных материалов, в том числе полистирольных. Предприниматели опасаются, что госрегистрация лишь продублирует нынешние формальные процедуры и создаст излишние проблемы бизнесу, но не защитит граждан от ядовитых материалов.
Обязательная госрегистрация строительных материалов – излишнее административное давление на бизнес или необходимый для безопасности граждан контроль? Этот спор ведется давно, в нем с 2010 г. победили производители стройматериалов. Тогда эта продукция (включая полимерную) была исключена из перечня обязательных для госрегистрации. В 2014 г. Роспотребнадзор выступил с предложением к Минстрою вернуть стройматериалы в этот перечень. Тот, в свою очередь, предложил правительству проработать соответствующий законопроект, вокруг которого непременно возникнут горячие споры.
“Обращаемые на рынке строительные материалы в настоящее время подлежат только декларированию соответствия и/или добровольной сертификации, – говорится в докладе Минстроя в правительство. – Сложившаяся ситуация не позволяет выявить строительные материалы, не соответствующие требованиям санитарного законодательства на стадии производства или ввоза на территорию страны. Вследствие этого при строительстве жилых и общественных зданий имеют место случаи использования строительных материалов, которые являются источниками выделения вредных химических веществ”.
Инициатива возникла после того, как в Хабаровском крае были зафиксированы фоновые выделения стирола из утеплительных материалов в новых домах, построенных по госконтракту. Опасный для здоровья стирол “фонил” из-за нарушений технологии при производстве базового материала, который не прошел достаточную поляризацию (хотя виновных производителей пока не нашли). Минстрой предлагает распространить процедуру госрегистрации на стройматериалы “в целях обеспечения соответствия строительных материалов и объектов капитального строительства установленным нормам, национальным стандартам, нормативным документам санитарного законодательства”.
“С этим перечнем товаров, подлежащих госрегистрации, все непонятно, – пояснила Ольга Кири, генеральный директор ООО “Бизнес интеграция” (сертификация стройматериалов). – Каждый год появляются новые виды материалов, с которыми непонятно как поступать. На таможне не знают порой, на какие товары требовать свидетельство о госрегистрации, на какие нет, в итоге грузы подолгу простаивают. Независимые сертификаторы тоже выступают за введение госрегистрации для стройматериалов, поскольку неизвестно, из чего их сейчас производят”.
Производители стройматериалов лишь отчасти поддерживают эту идею. В частности, “Деловая Россия” направила курирующему Минстрой вице-премьеру Дмитрию Козаку письмо с изложением своей позиции. “Введение процедуры госрегистрации на полимерные и полимерсодержащие строительные материалы, по мнению экспертов, не приведет к повышению качества продукции и дополнительной ответственности ее производителей, поскольку в этой системе отсутствует единый механизм идентификации продукции, контроля ее применения и ответственности производителей”, – говорится в обращении “Деловой России” к Дмитрию Козаку. То есть предприниматели считают, что новая процедура только создаст им новые хлопоты, но пользы никому не принесет.
“Сейчас производители стройматериалов, в том числе из полимеров, и так проходят добровольную сертификацию, – пояснил Евгений Войлов, вице-президент компании «ТехноНИКОЛЬ». – Но это так называемая сертификация на входе. Не все будут четко придерживаться технологии производства тех образцов, которые сдали на экспертизу. Также как и производители полипропилена – базового сырья. Они получили положительное заключение на пробы продукции, а что потом производят на самом деле, никто не знает”.
Аналогичная практика контроля на “входе” действует в Польше, которая своеобразно внедрила европейские стандарты контроля качества. “Мы долгое время не могли туда войти со своим производством, наши стройматериалы получались дороже местных, сделанных по той же технологии, – говорит Евгений Войлов. – Потому что для нас “входная” экспертиза там была дорогой. А местные прошли ее однажды – потом делают стройматериалы как захотят и из чего захотят, как и в России”.
Процедура госрегистрации (обязательной сертификации) может занять от 4 до 6 месяцев. Впрочем, это если без посредников, которые проторенными тропками могут устроить все дело за месяц. “Мы воспринимаем введение госрегистрации как требование обязательной сертификации, поэтому в ней заинтересованы – не все сейчас проходят добровольную, – говорит Ольга Кири. – Тем более, стоит она недорого. Сбор документов, лабораторные исследования и получение разрешения в Роспотребнадзоре займут максимум месяц и будут стоить всего 30-40 тыс. руб. для продукции одной серии”.
Добровольную сертификацию производители проходят скорее в целях маркетинга – для успокоения придирчивых клиентов. При этом на рынке существуют тысячи “серых” компаний (и лишь с десяток “белых”), которые продают сертификаты без проведения исследований в аккредитованных при Роспотребнадзоре лабораторий. А вот стороннего беспрерывного технологического контроля качества стройматериалов в принципе нет. Хотя финансовая нагрузка на предприятия растет. “У нас, например, тысячи видов продукции, если за госрегистрацию каждого продукта заплатить даже по $1000, уже миллион дополнительной нагрузки, – говорит Евгений Войлов. – Для малых предприятий это болезненная нагрузка плюс потеря времени, а у крупных и без того достаточно оброков. Например, недавно появилась излишняя процедура в виде получения технического свидетельства на материалы для отделки фасадов, которая стоит 1 млн. руб./год для каждой серии продукции. Мы готовы платить, но лишь бы был толк. А какие мероприятия сейчас Роспотребнадзор заложит в госрегистрацию стройматериалов, никто не знает. Так же, как и сколько она будет стоить”.
По словам исполнительного директора Национальной ассоциации производителей панелей (НАПП) Алексея Горохова, крупных производителей базового сырья для стройматериалов тоже никто не контролирует “на выходе” продукции из цеха. “Но если крупные химические компании имеют собственный менеджмент качества, в ходе которого выбраковывается опасная продукция, то мелким компаниям он не под силу”, – говорит Горохов.
При госрегистрации для разных видов продукции предусмотрен свой набор мероприятий. В основном это анализ соответствия документов и технологий ГОСТу или ТУ, серия лабораторных исследований, испытаний и режим последующего контроля. “Если при производстве, например, пищевых продуктов есть беспрерывный контроль качества на всех стадиях производства (хотя и там он отчасти избыточен), то для стройматериалов он не предусмотрен даже при госрегистрации”, – говорит Алексей Горохов.
В состав российского НАПП входят крупные международные концерны производителей, в том числе и базового сырья полистирола. Они придерживаются европейских стандартов качества, принятых в Евросоюзе в 2012 г. Эта система тоже предполагает декларирование производителем безопасности своей продукции, но с экспертизой партий на выходе с конвейера. Кроме того, покупатели продукции тоже могут проверить ее. Ключевой аспект системы – огромные штрафы за нарушение технологии, приведшее к повышению опасности и снижению качества товара. То есть рисковать опасно. “У нас же производитель базового сырья получит в этом случае штраф от 15 тыс. руб., – говорит Евгений Войлов. – Поэтому мы и говорим: зачем дублировать неэффективный контроль, если можно вместо него создать эффективный. Мы тоже в нем заинтересованы, поскольку каждую партию пропилена от поставщика на экспертизу не отправишь. А повышение финансовой ответственности производителя гарантировало бы и чистоту нашего производства”.
В 2010 г. Россия по рекомендации комиссии Таможенного союза исключила стройматериалы из перечня подлежащих госрегистрации потому, что тогда уже начали создавать единый для трех стран техрегламент по этой продукции. Он как раз предусматривает европейские стандарты отслеживания качества “на выходе”. Но его уже несколько лет не могут принять по разным причинам. Одна из них – страны спорят, кто именно будет разработчиком документа (для максимального учета интересов своих производителей). Вторая причина – несогласие России с тем, что в один регламент объединили и стройматериалы, и здания и сооружения. “Этого ни в коем случае делать нельзя, поскольку на стройке уже никто химическое свойство стройматериала не проверяет, – пояснил Алексей Шалин, президент научно-технического фонда “КОНСТАНД”. – А здание и состоит только из стройматериалов. Если все будет в одном регламенте, значит, контроля за химсоставом стройматериалов как не было, так и не будет”.
Поэтому “Деловая Россия” и профильные ассоциации производителей стройматериалов предлагает правительству не ставить вторую “дырявую изгородь” к уже существующей, а сосредоточиться над разработкой общего техрегламента ТС. Тем более, что сейчас правительство начало обязывать все ведомства оценивать эффективность новых административных процедур. (expert.ru/Химия Украины и мира)