Европейские переработчики начали весенний сезон техобслуживания, не обращая внимания на сильную маржу переработки. Между тем, по мнению многих аналитиков, она могла стать причиной переноса сроков проведения профилактических работ.
Сравнительно небольшие НПЗ в Средиземноморье, такие как итальянские Sannazzarro и Falconara, равно как тяжеловесы из Северо-Западной Европы – Pernis, MiRo и Port Jerome – провели техобслуживание по плану. Подробная информация о начале работ на других НПЗ появляется с середины февраля практически ежедневно вопреки слухам о переносе сроков. “Для большинства переработчиков, планирующих техобслуживание, сложно перенести работы, так как подрядчики и оборудование подготовлены к определенным датам”, – сказал директор Wood Mackenzie по аналитике переработки и рынков нефтепродуктов Джонатан Лейч.
Согласно последнему ежемесячному докладу Международного энергетического агентства, в январе европейские НПЗ увеличили производство на 100 тыс. барр./сут. до 11,8 млн. барр./сут. “на фоне сильной маржи переработки”, ее рост продолжился в феврале-марте.
Волна ремонтов на европейских НПЗ в 2015 г. менее интенсивна, чем год назад, сказал один из трейдеров, признав, что сравнивать запланированные работы с произведенными ремонтами трудно. По оценкам Wood Mackenzie, на техобслуживание в марте в Европе остановлены мощности, составляющие в сумме 1,2 млн. барр./сут., в апреле – 800 тыс. барр./сут., в мае – 560 тыс. барр./сут. “Мы ожидаем, что цифры апреля и мая вырастут”, – добавил Лейч.
Прогнозировать масштабы нынешнего техобслуживания сложно, поскольку полной картины, по-видимому, нет, оценки могут меняться. Но сезон технического обслуживания сейчас в самом разгаре, особенно в Северо-Западной Европе, где, по словам источников, остановлены мощности, в сумме достигающие 800 тыс. барр./сут. Сейчас обслуживание проводится на НПЗ Zeeland в Нидерландах, как минимум на 4 заводах в Великобритании и датском НПЗ Kalundborg. Компания Neste объявила, что в апреле на ее НПЗ Porvoo мощностью 250 тыс. барр./сут. начнется “крупнейший ремонт в его истории”. Работы планировались в течение длительного времени, первые сообщения о них появились в октябре 2014 г.
В Европе техобслуживание перерабатывающего завода проводится, как правило, раз в 4-5 лет, а их модернизация направлена на продление этого срока. Хотя продление сроков является целью модернизации и российских НПЗ, в они больше ориентированы на регулярность ремонтов, которые на некоторых заводах проводятся ежегодно. По данным WoodMac, в данный момент интенсивность техобслуживания российских НПЗ невелика, в марте объем остановленных мощностей составляет 200 тыс. барр./сут. Они возрастут в апреле-мае. Обслуживание средиземноморских НПЗ в начале весны также представляется медленным, но наращивание темпов, похоже, уже началось. Остановлен на техобслуживание один из крупнейших НПЗ Италии ISAB South, а в ближайшие дни начнется капитальный ремонт на греческом НПЗ Aspropyrgos.
Техобслуживание НПЗ оказывает дополнительную поддержку и без того сильной марже переработки. В IV квартале 2014 г. взвешенная маржа переработки выросла до $5,70/барр. по сравнению с $1,43/барр. в аналогичный период предыдущего года, объявила компания Corral, которой принадлежат 2 шведских НПЗ. Ее представитель добавил, что низкие цены на нефть в I квартале 2015 г. улучшили экономику переработки.
Волна ремонтов не только в Европе, но и в Азии, на Ближнем Востоке и в США, способна также компенсировать влияние слабых цен на нефть на цены нефтепродуктов. По словам трейдеров, при нынешней марже переработки в Европе НПЗ, где не проводится техобслуживание, будут работать с максимально возможной загрузкой.
В марте-апреле заметно уменьшилась поставка нефтепродуктов из Беларуси в Россию и Украину. Официально это связано с девальвацией рубля и гривны, что делает невыгодным экспорт белорусских нефтепродуктов в эти страны. Однако на фоне остановки на техническое обслуживание значительного количества европейских НПЗ возникает ощущение, что главной причиной уменьшения поставок стало желание Минска по максимуму использовать складывающуюся конъюнктуру и продать “обводившееся” топливо на Западе. В то же время укрепление российского рубля возобновляет привлекательность российского рынка для белорусских НПЗ. Так, если в марте автомобильное топливо с белорусских НПЗ в РФ не осуществлялось, то по положению на 14 апреля Беларусь поставила сюда 25 тыс. т нефтепродуктов, заявил зампредседателя концерна “Белнефтехим” Виталий Павлов. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)