В 2015 г. дефицита высококачественного автомобильного топлива в России не будет. Об этом в преддверии весенне-летнего сезона заявили Минэнерго России и ведущие российские нефтяные компании.
С начала года в отрасли изменились принципы налогообложения и ставки акцизов. Это усложняет привлечение инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и переход на выпуск топлива следующего экологического класса, благодаря которому содержание вредных веществ в выхлопных газах существенно меньше. Обостряют ситуацию и трудности привлечения внешнего финансирования из-за экономических санкций.
Однако некоторые компании находят возможности для продолжения модернизации НПЗ. Так, глава “ЛУКойла” Вагит Алекперов проинспектировал ход строительства линии каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ. Он отметил, что ввод установки в 2015 г. увеличит производство бензина Евро-5 на 1,1 млн. т. Благодаря этому закроется дефицит бензина, который формируется, как правило, в летний период.
Ранее министр энергетики Александр Новак, рассказал о масштабной модернизации в нефтеперерабатывающей отрасли на совещании с членами правительства. По его словам, в 2015 г. из общего объема производства бензинов для внутреннего рынка 75% будут относиться к 5 экологическому классу, а по дизельному топливу эта цифра составит 80%. При этом правительство готово поддержать проекты модернизации финансовыми механизмами.
Затраты компаний на переход к выпуску более качественного топлива высоки. Например, стоимость проекта на Нижегородском НПЗ превысила миллиард долларов. Однако строительство новых установок и реконструкция работающих увеличат объемы производства и снизят операционные издержки. Это позволит “удержать” стоимость топлива в разумных пределах для конечного потребителя.
“Мы проанализировали работу производственных комплексов ряда нефтеперерабатывающих заводов и выяснили, что существует огромный потенциал повышения производительности и энергоэффективности, – заявляет Павел Федотов, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании “Данфосс”, ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования. – В частности, необходимо максимально автоматизировать процессы. Эту задачу на ряде объектов с успехом решает частотное регулирование. Технология применима как на работающем оборудовании, так и при проектировании новых комплексов. Мы уже реализовывали подобные проекты на предприятиях ТЭК и в других отраслях экономики”. В качестве примера специалист привел преобразователи частоты Danfoss. С их помощью экономится энергия и автоматизируется работа электродвигателей, что ведет к снижению эксплуатационных затрат. За счет низких пусковых токов и плавного пуска уменьшается износ, увеличивается межремонтный пробег и срок службы оборудования. Эксперт “Данфосс” отметил, что частотное регулирование аппаратов воздушного охлаждения на установке первичной переработки нефти на Новокуйбышевском НПЗ снизило энергопотребление на 25% и увеличило выход готовой продукции. Учитывая полученный экономический эффект, который обеспечивают частотно-регулируемые приводы “Данфосс”, на НПЗ решили расширить сферу их применения.
В феврале “Роснефть” сообщила о вводе в эксплуатацию на Новокуйбышевском НПЗ комплексов каталитического риформинга и низкотемпературной изомеризации. Это обеспечит полный переход на выпуск автобензинов и дизельных топлив высшего экологического класса. При строительстве установок использованы интеллектуальные решения на основе применения частотно-регулируемых приводов. Реализация этих и других проектов позволит “Роснефти” довести глубину переработки нефти на данном НПЗ до 97% и увеличить годовой объем перерабатываемой нефти до 8,2 млн. т. (INFOLine/Advis/ Химия Украины и мира)