С 1 января 2016 г. в соответствие с поправками к техническому регламенту таможенного союза “О требованиях к авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” Россия переходит на производство автобензинов только класса 5, для которого вводится запрет на применение высокооктановой добавки N-метиланилин (ММА).
Странный запрет. В классе 4 этот запрет отсутствует. Какая разница между бензинами класса 4 и класса 5 по октановому числу? Никакой. Показатель октанового числа просто отсутствует. В то же время введение ММА в небольших количествах (до 1,3% мас.) позволяет получить бензин АИ-95 из АИ-92, в то время как использование других добавок необходимо в количествах 10-15% мас. Широкомасштабные испытания на автомобильной технике установили, что N-метиланилин в допущенных концентрациях (до 1,3% мас.) не оказывает отрицательного влияния на физико-химические, экологические и эксплуатационные характеристики бензина АИ-95.
Запрет был установлен в 2009 г., т. к. формально отсутствовали результаты испытаний бензинов класса 5, содержащих 1,0% об. ММА на автомобильной технике с нормами выбросов отработавших газов Евро-5. Но бензины Евро-5 содержат показатель октанового числа, а бензины класса 5 этот показатель не содержат. В 2014 г. испытания были проведены и установлено соответствие. В настоящее время объем выработки N-метиланилина в России составляет 75,5 тыс. т. Это серьезная добавка в копилку высокооктановой базы бензина. Остановка его производства нанесет серьезный урон качеству российского бензина.
Компания “ВНИПИнефть”, являясь одним из лидеров на российском рынке проектирования объектов нефтепереработки и нефтехимии, предлагает обратиться в Минэнерго России и правительство РФ с предложением о снятии запрета на применение N- метиланилина в автобензинах класса 5 в количестве не более 1,0% мас. В Минэнерго считают, что использование ММА в бензинах ухудшит качество топлива. (Rcc/Химия Украины и мира)