Ученые Института пищевой инженерии и биотехнологии ИРНИТУ совместно с учеными СИФИБРа СО РАН работают над созданием экологически безопасной технологии получения биодизельного топлива на основе растительных масел. Разработка может с успехом применяться для развития агрокомплекса Иркутской области.
По словам директора Института пищевой инженерии и биотехнологии Сергея Евстафьева, использование при эксплуатации агротехники дизельного топлива на нефтяной основе ведет к увеличению токсичных выбросов в окружающую среду. К тому же это чревато большими затратами на ГСМ. Поэтому замена нефтяного топлива на биодизельное является актуальной задачей. Евстафьев пояснил, что при создании биодизельного топлива используют растительные масла. Существующие технологии производства дизтоплива предполагают использование спирта (метанола, реже – этанола) и щелочного катализатора для переэтерификации растительного масла. Процесс характеризуется многостадийностью, низкой эффективностью и является экологически опасным из-за использования химических реактивов. Предложенная учеными ИРНИТУ технология, предусматривающая проведение переэтерификации в сверхкритических условиях, лишена этих недостатков. Кроме того, вместо токсичного метанола предлагается использовать метилирующий реагент ДМК.
Учеными СИФИБРа предложено использовать для производства масла местных масличных (капустных) культур: рапса, редьки масличной, крамбе, сурепицы, рыжика и горчицы, но необходимы дополнительные исследования с целью установления эффективности выращивания этих культур и использования их масел для производства биодизтоплива. В настоящее время ведется разработка технологических параметров по производству сырья из растений семейства капустных и изучение их биологических свойств.
Биодизельное топливо, предлагаемое учеными ИРНИТУ, обладает рядом преимуществ. Во-первых, его отличают хорошие качественные характеристики: высокое цетановое число (воспламеняемость – 51-58 единиц), повышенная температура вспышки (более 150оС), улучшающая работу двигателя, и низкая токсичность выбросов. Кроме того, новый вид топлива обладает полной биоразлагаемостью: 99% разрушается в воде или почве за 28 суток. Немаловажную роль играет и нулевой баланс парниковых газов, попадающих в атмосферу. Это объясняется тем, что углекислый газ (CO2,) образуется за счет естественного процесса фотосинтеза. Побочные продукты производства – глицерин и жмых – могут быть использованы в косметологии и животноводстве. Ориентировочная цена продукта составит 20 руб./л. Дизельное топливо, получаемое путем прямой перегонки нефти, оценивается в 36 руб./л. Подобное топливо производства США, Германии и Бразилии обходится потребителю в среднем по 28 руб./л. Евстафьев считает, что производство биодизтоплива из маслосемян является не только финансовой, но и экологической альтернативой нефтяному дизельному топливу и будет пользоваться популярностью у агрохозяйств Приангарья.
Способ получения экологически безопасного дизельного топлива планируется защитить совместным патентом. Также авторы проекта намерены подать заявку на участие в программе “СТАРТ” Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. (angi.ru/Химия Украины и мира)