Бензин остается основным видом топлива для автомобилей. За последние годы его потребление в Азербайджане значительно увеличилось, что обусловлено ростом количества автомобилей. В результате объемы производства и потребления бензина в стране сравнялись. Для решения возникших проблем компанией SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана), которая является единственным в стране производителем нефтепродуктов, были предприняты меры, которые реализуются и по сей день.
SOCAR отказалась от производства бензина марки АИ-95 (сейчас он импортируется) и полностью перешла на производство бензина АИ-92, который в стране наиболее востребован (95% от общего объема, потребляемого в стране бензина). Кроме того, в 2014 г. Госнефтекомпания свела к минимуму объемы экспорта этого вида топлива. В 2015 г. (по данным января-апреля) SOCAR бензин вообще не экспортировала. Свой вклад в решение проблемы быстрого роста количества автомобилей в стране внесло внедрение с 1 апреля 2014 г. экологических стандартов Евро-4. Большую часть импортируемых в страну автомобилей составляли транспортные средства, бывшие в употреблении и наносящие большой урон окружающей среде. После внедрения нового экостандарта импорт автомобилей ощутимо снизился.
По словам вице-президента SOCAR по вопросам переработки Давида Мамедова, Азербайджан (внутренняя потребность в бензине около 1,4 млн. л) не будет возобновлять экспорт бензина и продолжит направлять весь производимый в стране бензин на внутреннее потребление. “Азербайджан по-прежнему не будет экспортировать бензин. Это не очень выгодно для нас. Во-первых, из-за качества бензина. Во-вторых, так легче обеспечить потребности страны – у нас достаточно высокая внутренняя цена, чтобы не перерабатывать дополнительные объемы нефти, которую можно направлять на экспорт”, – сказал Мамедов.
Для обеспечения растущих потребностей Азербайджана в топливе было принято решение о реконструкции Бакинского нефтеперерабатывающего завода имени Гейдара Алиева (БНПЗ), а также о том, что он продолжит работу еще в течение 15 лет (до пуска нового НПЗ). В частности, планируется проведение работ по обновлению предприятия и строительству 7-8 новых установок. Все это позволит увеличить мощность завода с 6 до 8 млн. т, а производство бензина – до 3 млн. т/год. Кроме того, обновление БНПЗ позволит обеспечить производство бензина с октановым числом 95, а также выпуск топлива, соответствующего экологическим стандартам Евро-5. Завершить реконструкцию БНПЗ планируется в 2018 г.
Согласно изначальным расчетам, на реконструкцию и модернизацию БНПЗ может понадобиться порядка 1,2 млрд. “Однако сейчас цены изменились. Будут проведены определенные тендерные процедуры. Над проектом работает специально созданная комиссия. Она каждую неделю отчитывается перед правительством страны о ходе работ”, – сказал ранее глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев. Средства на реконструкцию БНПЗ планируется обеспечить за счет кредита Центрального банка Азербайджана и повышения уставного капитала Госнефтекомпании.
Несмотря на то, что в 2015 г. в Азербайджане планируется произвести более 6,5 млн. т нефтепродуктов, потребление бензина в стране продолжает расти. Если так будет продолжаться, то к 2017 г. перерабатывающие мощности SOCAR будут работать на пределе и дальнейший рост потребления компания обеспечить не сможет. Именно это и делает целесообразным процесс модернизации БНПЗ.
SOCAR имеет планы по созданию в стране нового комплекса по переработке нефти и газа, а также производства химической продукции, сырьем для которого станет газ. Новый комплекс будет располагаться в 60 км от Баку, в отличие от БНПЗ, который расположен недалеко от центра Баку. Комплекс будет создаваться в два этапа. В рамках первой фазы, реализацию которой планируется завершить к 2020 г., будут построены газоперерабатывающий завод (мощность – 12 млрд. куб. м/год) и предприятие по производству газохимической продукции (860 тыс. т полимерной продукции в год). Второй фазой реализации проекта станет строительство НПЗ мощностью в 8,6 млн. т. Новый нефтеперерабатывающий завод планируется пустить в 2030 г., именно до этого времени БНПЗ будет продолжать работать.
Создание OGPC позволит решить сразу ряд вопросов. Во-первых, обеспечит вывод за пределы Баку вредного производства. Во-вторых, формирование в стране новых и современных производственных мощностей, что также позволит минимизировать объем выброса в атмосферу вредных токсинов. В-третьих, наладить в стране производство продукции, соответствующей высоким международным стандартам качества и экологии, что позволит обеспечить как внутренние потребности страны в качественных нефтепродуктах (в частности и бензина), так и расширить экспортный потенциал. (Day.Az/Химия Украины и мира)