По уровню переработки нефтешламов, отходов и вторичных продуктов НГК Россия существенно отстает от многих стран. Импорто-технологическая зависимость страны в этом секторе, по многим оценкам, находится в “коридоре” 80-90%. Исправление ситуации зависит от роли экологических приоритетов в деятельности добывающих компаний и нефтепереработчиков. Также от нормативно-правовой базы, от объемов финансирования технологических разработок.
В стране ежегодно образуется от 4 до 7 млн. т нефтешламов. На добывающий сектор приходится преобладающая доля в этом объеме – не менее 50%; на нефтепереработку – от 20% до 30%. Остальное дают нефтяные терминалы, энергетика и транспортный сектор. Потери нефти и нефтепродуктов в РФ ежегодно достигают соответственно 26 млн. и 12 млн. т. Но совокупный уровень сбора и переработки этих потерь – не более 10%, в отличие от 30% и выше в развитых странах. Крупные мощности по сбору и переработке нефтесодержащих отходов создаются не только на Западе, но и в “нефтегазовых” странах Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Южной Америки.
Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль пояснил, что “основным фактором в переработке нефтешламов является экологическая составляющая. В России и за рубежом разработаны высокотехнологичные и природосберегающие процессы комплексной переработки отходов, например, в моторные масла, котельно-печное топливо, нефтехимические полуфабрикаты. С учетом внешних факторов требуется создание преимущественно на базе российских технологий полностью автоматизированных нефтепромыслов и процессов нефтепереработки, которые наносили бы минимальный ущерб биосфере. Целесообразно также формирование каталога высокоэффективных технологий по утилизации и переработке нефтесодержащих отходов”.
В большинстве нефтеносных провинций РФ главный способ утилизации нефтяных отходов, нефтесодержащих вод и т. п. – не комплексная их переработка, а захоронение в специальных “могильниках”. Но количество отходов такого рода фактически удваивается каждые 7-9 лет. Поэтому такое решение проблемы не является приемлемым. Основные регионы сосредоточения нефтешламов – Западная Сибирь, Башкортостан, Татарстан и Оренбургская область.
При этом “оборудование по переработке нефтяных шламов в РФ, как правило, “западного” производства, которое отнюдь не самое эффективное по сравнению с теми его видами, что используются на Западе, – пояснил Михаил Седов, технический директор “Нефтегазсервиса”. – Ввезенное в РФ оборудование нацелено на максимальную “выжимку” мазута из отходов и не предполагает внедрения замкнутого цикла. Это обусловлено и тем, что проекты более глубокой переработки нефти с обязательным соблюдением экологических стандартов пока не стали главным приоритетом для российского нефтегазового бизнеса”.
Эти оценки прозвучали на состоявшемся 10 июня в Москве III международном конгрессе “Сбор, хранение, переработка и утилизация углеводородосодержащих отходов: проблемы экологической безопасности”.
В нормативно-правовых актах РФ отсутствуют реальные экономические стимулы для вовлечения нефтесодержащих и других отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов. Отсутствует система утилизации и переработки нефтешламов, что является препятствием к созданию высокоэффективных предприятий, способных возвращать в оборот миллионы тонн нефтепродуктов. Правительству РФ предложено разработать программу сбора, переработки и утилизации нефтешламов, а также пластмасс, резинотехнических изделий как элемент концепции “Зеленой экономики” в России. Также ввести нулевую ставку НДС на вторичные материальные ресурсы, произведенные из углеводородосодержащих отходов по аналогии со вторичным металлоломом. И применять льготные ставки импортной пошлины на передовые технологии и оборудование, закупаемые за рубежом, по переработке нефтешламов в России. (Rcc/Химия Украины и мира)