Россия и Украина привыкают все чаще встречаться в международных судах. К известному газовому процессу в Стокгольмском арбитраже может добавиться еще одно судебное разбирательство в Женеве – на сей раз по аммиачной селитре. Крупный российский производитель этого удобрения – холдинг “Еврохим” – все возможные суды в Украине проиграл и теперь пытается отменить наложенные на него антидемпинговые санкции по процедурам ВТО.
Отличительной особенностью данного процесса является работа в одной связке украинских правительственных органов и частного бизнеса Дмитрия Фирташа, хотя по большинству других вопросов они выступают ярыми антагонистами. Но в благородном деле защиты отечественного рынка от российского импорта их союз оказался не только ситуативным, но и эффективным. Поставки в Украину аммиачной селитры происхождением из РФ сократились в 2014 г. в 1,5 раза относительно показателя 2012 г. Этот факт, впрочем, не особенно обрадовал украинских аграриев, поскольку позволил группе азотных комбинатов Дмитрия Фирташа единолично диктовать цены на внутреннем рынке.
Впервые правительство Украины применило санкции против российских производителей нитратов в 2008 г., но их ставки были довольно щадящими. Однако в 2013 г. по инициативе 4 предприятий из состава Group DF перед Кабмином был поднят вопрос о продлении санкций, поскольку 5-летний срок действия защитных мер закончился. А в 2014 г. размер антидемпинговых пошлин увеличился сразу в 3 раза – с 11,91% до 36,03%. Некоторое послабление получило лишь предприятие “Дорогобуж” (группа “Акрон”), для которого ставка пошлины составила 20,51%. Но в нем просто не видели сильного конкурента. 80% ввозимой из России в Украину селитры производилось на мощностях “Еврохима”. Впрочем, по подсчетам Министерства экономического развития, у последнего и маржа продаж аммиачной селитры на украинском рынке была вдвое выше, чем у “Дорогобужа”.
“Еврохим” немедленно обжаловал решение правительства о введении антидемпинговых пошлин в украинских судах, начиная с Киевского окружного и заканчивая Верховным. Рассмотрение исков длилось с августа 2014 г. до конца апреля 2015 г. Но всюду российские химики получили отказ. Для россиян такое единодушие оказалось в новинку. Ведь в 2010 г. в подобной ситуации “Еврохиму” удалось договориться с украинской Фемидой. И в том же году он занял четверть украинского рынка аммиачной селитры. На пике своей активности “Еврохим” за год ввозил до 250 тыс. т селитры в Украину, однако в последние годы этот объем опустился до 100-150 тыс. т. Но даже это позволяло “Еврохиму” получать $30-40 млн. доходов за счет украинских покупателей.
После объявления санкций и проигрыша первых судов “Еврохим” резко свернул поставки нитратов в Украину, хотя и не обнулил их. Тем не менее, именно в 2014 г. доля импорта в закупке азотных удобрений аграриями впервые за последние 10 лет упала ниже 10%. В “Еврохиме” надеялись, что его уход вызовет острейший дефицит селитры в Украине накануне посевной, но этого не произошло. Нехватка химикатов наблюдалась, но она не стала фатальной. Частично сельхозпроизводители перешли на альтернативные виды удобрений, частично снизили объемы их закладки. С другой стороны, поднатужились комбинаты Group DF, чтобы заполнить образовавшуюся после “Еврохима” пустоту. Тем более, что цены на их товар подскочили примерно в 3 раза по сравнению с теми, что существовали на начало 2014 г. К тому же на внутреннем рынке он мог быть продан даже на 20% дороже, чем при поставке на экспорт.
За границей Group DF сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны тех же россиян, а также Китая, Ирана. Дома же для нее зачистили рынок на корню. Даже в ущерб АПК, который постепенно превращается в основного кормителя страны в условиях глубокого кризиса в тяжелой индустрии. Можно попытаться увидеть в таком подходе гениальные лоббистские способности Дмитрия Фирташа. Но более вероятно, что в Кабмине на него смотрят лишь как на временного триумфатора. В команде Арсения Яценюка есть желающие организовать с помощью таких инструментов, как газовые долги и/или борьба с монополизмом, реприватизацию азотных мощностей в стране. К подобной идее может благосклонно отнестись и бывший днепропетровский админ Игорь Коломойский, которому с одним “ДнипроАзотом” трудно конкурировать на рынке удобрений против четверки азотных комбинатов Дмитрия Фирташа (пускай даже тройки, если не брать во внимание простаивающий в Горловке “Стирол”). Так что обольщаться поддержкой властей Фирташу не стоит. В ближайшие годы, возможно, ему гораздо легче будет отстоять свои позиции в ВТО, чем в КМУ.
7 мая Российская Федерация обратилась к органу по урегулированию торговых споров ВТО в Женеве с просьбой начать консультации по вопросу антидемпинговых мер, примененных в Украине против российской аммиачной селитры. Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков подтвердил, что данное обращение можно считать первым этапом подачи судебного иска. По его словам, если в течение 60 дней консультации не приведут к взаимоприемлемому решению, Россия сможет требовать передачи дела в арбитражное производство. Но даже если это произойдет, у украинских ответчиков очень высокие шансы выйти из процесса победителем.
В Group DF это не просто понимают, но и предварительно подготовились к такому повороту событий. “Страха и растерянности у нас нет. У нас есть достаточно сильные аргументы, поэтому мы готовы и дальше отстаивать свою позицию”, – прокомментировал обращение России в ВТО комплаенс-директор Group DF Игорь Гольченко. Первый козырь украинского холдинга заключается в том, что параллельно правительство РФ оспаривает и антидемпинговые пошлины, которые на аммиачную селитру введены и в ЕС. Второй – в том, что решения органа по урегулированию торговых споров ВТО не подкреплены жесткими механизмами их исполнения, как, например, в Стокгольмском арбитраже. Да и рассмотрение исков по процедуре ВТО тянется медленно (иногда 4-5 лет), так что пару годков форы на украинском рынке комбинатам из Group DF обеспечено.
“Даже проигрыш в подобном споре не вызовет единовременно серьезных финансово-экономических последствий. Стороне, проигравшей спор, предоставляется в среднем годичный срок на исполнение принятого по результатам разбирательства решения, – объясняет процедуры ВТО юрист по международному праву Алексей Сизов. – И даже в случае неисполнения принятого решения ущерб, на основании которого определяются и рассчитываются ответные торговые меры, не устанавливается ретроактивно (за прошлый период действия мер, признанных необоснованными), а исчисляется только в размере перспективного (будущего) ежегодного объема экономического ущерба”.
Впрочем, как подчеркивает представитель Group DF Игорь Гольченко, еще в ходе украинских судебных разбирательств с “Еврохимом” юристы Фирташа и МЭРТ опирались на практику ВТО и Евросоюза в подобных делах. Та, в частности, допускает корректировку себестоимости импортируемого товара с помощью защитных мер, если показанные в бухгалтерском учете импортера данные по себестоимости основного сырья и материалов не отражают их рыночную стоимость. В частности, когда осенью 2014 г. правительство ЕС продлило на 5 лет пошлины на ввоз аммиачной селитры из России, оно руководствовалось именно этой нормой. Ставки упомянутых пошлин установлены в диапазоне от EUR28,88 до EUR47,07/т, что в целом соответствует украинским аналогам. Поэтому если ВТО признает правоту России в споре с Украиной, то и антидемпинговые меры Евросоюза придется упразднять. И наоборот: если в селитровой тяжбе с Россией победит Евросоюз, то и Украине выигрыш светит почти что автоматом. А опыт участия представителей ЕС в подобных процессах на порядок выше российского (примерно 300 дел против менее 10).
Таким образом, Дмитрий Фирташ получил сейчас в полное свое распоряжение внутренний украинский рынок селитры годичной емкостью $300-400 млн. и с четко выраженной сезонностью спроса. С мая и до осени тут наступает затишье, но для Group DF – это период риска, в течение которого он может потерять только что отстоянные позиции. Набирающее силу в стране аграрное лобби крайне недовольно ценовым диктатом со стороны химкомбинатов Фирташа. Ранее некоторые АПК-объединения обращались к правительству, чтобы не продлевать санкций в отношении российской селитры. Сейчас они все чаще апеллируют к Антимонопольному комитету.
О том, что рост цен на минеральные удобрения сдерживает увеличение производства сельскохозяйственной продукции, в частности, зерновых культур, заявил первый замминистра аграрной политики и продовольствия Ярослав Краснопольский. “В последнее время в мире наблюдается четкая тенденция к эквивалентности стоимости аммиачной селитры и пшеницы III класса. В Украине это равновесие нарушено, – аргументирует первый замминистра. – Цена тонны пшеницы составляет 3650 грн., а цена тонны аммиачной селитры – 8050 грн.”. По обращению МинАПК Антимонопольный комитет Украины уже ведет расследование роста цен на азотные минеральные удобрения в I квартале 2015 г. И решение АМКУ может нанести предприятиям Ostchem не меньший ущерб, чем товарные интервенции “Еврохима” или неодобрение со стороны ВТО. При худших вариантах комитет может наложить на Ostchem штраф в 10% полученной прибыли или даже потребовать продать часть активов, чтобы снизить градус монополизации на рынке. (МинПром/ Химия Украины и мира)