Кабинет министров намерен ужесточить правила рекламы в сфере здравоохранения – на сей раз чиновники взялись за рекламу диетических добавок. Из-за правительственных инициатив их поставщики, особенно продающие товары под видом лекарств, могут пострадать от оттока клиентов. Однако вскоре они переориентируются на другие каналы продвижения своей продукции, считают эксперты.
Кабинет министров должен рассмотреть законопроект, который существенно ужесточает правила рекламы в медицинской сфере. По данным источника на фармрынке, этот документ был поддержан правительственным комитетом по вопросам гуманитарного развития и социальной политики. Законопроект подготовлен Министерством здравоохранения.
В частности, чиновники предлагают дополнить Закон “О рекламе” нормой о том, что в рекламе диетических добавок запрещается указывать контактные номера телефонов. Кроме того, законопроектом предложено запретить указывать контактные номера телефонов в печатных изданиях и во время трансляции информационных и информационно-аналитических программ, передач на медицинскую тематику. Исключения составит реклама учреждений здравоохранения и физических лиц-предпринимателей, которые получили лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике. В пояснительной записке к законопроекту указано, что он разработан с целью урегулирования ситуации, которая сложилась в связи со злоупотреблением лицами, реализующими диетические добавки населению в качестве лекарственных средств. А именно – исключить ситуации, когда по телефону, вводя в заблуждение, в качестве лекарств реализуются диетические добавки.
Также в пояснительной записке Минздрав указывает, что обращения относительно возможных мошеннических действий таких лиц направлялись в Министерство внутренних дел. Но в ответ от него Минздрав получает лишь сообщения о приостановлении проверок по данным обращениям “в связи с отсутствием фактов, которые указывали бы на наличие уголовного правонарушения”. “Во время проведения рабочего совещания по данному вопросу с представителями госорганов, правоохранительных ведомств, в том числе и СБУ, поступили предложения относительно законодательного урегулирования ситуации. В связи с этим, а также из-за продолжающихся обращений от обманутых граждан Минздрав и решил подготовить данный законопроект”, – указывается в пояснительной записке.
Председатель правления Союза потребителей медуслуг, лексредств и изделий медназначения Владислав Онищенко поддерживает принятие инициативы Минздрава. По его словам, в Украине очень сильно развита описанная Минздравом схема. “Фактически мошенники при рекламировании своих якобы чудодейственных лекарств указывают номер телефона кол-центра, позвонив куда можно купить эти препараты. После того, как люди звонят по этим номерам, сотрудники кол-центров начинают оказывать на них психологическое давление, навязывают покупку тех или иных препаратов”, – пояснил Владислав Онищенко. В частности, по его словам, сотрудники кол-центров узнают у позвонивших их жалобы на то или иное состояние организма, заболевания и тому подобное, после чего перезванивают и сообщают, что для таких пациентов у них есть препарат или даже их набор. “Если пациент отказывается, то звонки продолжаются постоянно, в течение месяцев, чтобы заставить позвонившего купить продукт. Фактически оказывается жесткий психологический прессинг с целью продать якобы лекарства, которые на самом деле не нужны”, – отметил Владислав Онищенко. Он также рассказал, что стоимость таких продуктов начинается от 2-3 тыс. грн., их покупают, как правило, пенсионеры или пациенты с тяжелыми заболеваниями. “После того, как врачи не помогли, люди идут к шарлатанам и гадалкам”, – пояснил Владислав Онищенко. Он отметил, что сейчас в Украине можно проконтролировать рекламу и способ ее донесения до потребителя, но сам разговор по телефону между клиентом и сотрудниками таких кол-центров – невозможно. “Это было узкое место, которое в случае принятия данного закона парламентом будет убрано с фармрынка”, – резюмировал Владислав Онищенко.
Генеральный директор “Украинской ассоциации издателей периодической прессы” Алексей Погорелов не поддерживает данную инициативу Кабмина. По его словам, ассоциация не поддерживает почти все инициативы, направленные на сокращение рекламного рынка и уменьшение экономической самостоятельности СМИ. “Запреты, как правило, не действуют на тех людей, которые не собираются соблюдать законодательство. Запреты действуют для законопослушных граждан”, – объяснил он такую позицию. По словам Алексея Погорелова, если продавцам биологически активных добавок (БАДов), диетических добавок запретят размещать в рекламе телефоны, они переориентируются на размещение рекламы в интернете, будут раздавать флайеры и т. д., поскольку не заинтересованы размещать рекламу без контактов. При этом он отметил, что категория БАДов, диетических добавок занимает существенную долю в общей рекламе в медиа, доходя до 10-15% в региональных СМИ. “Чиновники борются с последствиями, а не с причинами. Вместо запретов им стоит реформировать систему здравоохранения, пропагандировать такие ценности, как здоровый образ жизни и тому подобное”, – заключил Алексей Погорелов. (РБК-Украина/Химия Украины и мира)