Моторное топливо дорожает даже на фоне снижения цен на нефть. Однако потребление газа в стране не растет, хотя очевидно, что на это топливо перейти выгодно.
Во многих странах сегодня каждая автозаправка помимо жидкого топлива реализует сжиженный газ. В Казахстане же пока “голубое топливо” непопулярно. Одна из причин – недорогой бензин и дизель, если сравнивать цену с другими странами.
Министерство энергетики РК в очередной раз установило план поставки сжиженного нефтяного газа (СНГ) на рыки страны на текущий месяц. Из документа понятно, что объемы поставок практически не меняются. Очевидно, что основные потребители газа в стране – теплоэнергетические станции и крупные промышленные предприятия, а моторные потребители составляют мизер. Между тем, СНГ успешно может использоваться в качестве моторного топлива для автотранспорта, с успехом замещая АИ-92. А в периоды дефицита светлых нефтепродуктов СНГ является реальной альтернативой для насыщения внутреннего рынка дешевым, экологически чистым моторным топливом.
В настоящее время, по словам министра энергетики Владимира Школьника, “бензина в стране более чем достаточно”, Казахстану не грозит дефицит горюче-смазочных материалов. В конце сентября он заявлял на брифинге: “В августе мы боялись, что будет дефицит топлива, и завезли 74 тыс. т. На сегодняшний день мы завезли 41 тыс. т, сейчас наши запасы составляют 214 тыс. т. Если сравнивать с прошлым годом, то было 90 тыс. т запаса. Поэтому запасы 92-го бензина достаточны”.
Однако надо принять во внимание еще массу факторов. В частности, в Казахстане регулярно один из трех нефтеперерабатывающих заводов выходит на плановый ремонт. А импорт топлива из России может оказаться на этот период невозможным из-за каких-либо причин. При этом собственное производство СНГ в Казахстане избыточно. В июне 2015 г. В. Школьник сообщал, что страна производит 2,5 млн. т сжиженного газа при внутреннем потреблении максимум 650 тыс. т. При этом, по данным за 2014 г., производство СНГ в Казахстане составило 2,4 млн. т, а потребление на внутреннем рынке – 855 тыс. т. Если учесть, что планы поставки СНГ в регионы страны ежемесячно составляют чуть больше 41 тыс. т, то потребление в 2015 г. не превышает 500 тыс. т. Очевидно, что тот избыток газа, который поступает на экспорт, может насыщать и внутренний рынок моторного топлива.
В России разработана программа “Стимулирование использования газомоторного топлива и развития газозаправочной инфраструктуры в субъекте Российской Федерации на 2015-2023 годы”. Среди целей этого документа: совершенствование нормативной правовой базы и создание системы программно-проектного управления в отрасли газомоторного топлива; обеспечение устойчивого роста спроса на газомоторное топливо в ключевых сегментах потребителей; обеспечение опережающего роста предложения газомоторного топлива и развития газозаправочной инфраструктуры, в том числе за счет применения мер государственной поддержки отрасли газомоторного топлива и реализации инвестиционных программ по развитию отрасли компримированного природного газа (КПГ) ключевых участников рынка.
Мировая тенденция перехода с жидкого моторного топлива на газообразное налицо. Причем основными причинами стали ценовая привлекательность СНГ по сравнению с традиционными видами топлива, относительно короткий срок окупаемости стоимости газобаллонного оборудования и его установки, экологичность и повышение экологических требований к выбросам загрязняющих веществ транспортом, а также безопасность газового топлива. Цены на СНГ на автогазозаправочных станциях успешно конкурируют со стоимостью бензина марки АИ-92. Так, розничная цена АИ-92 составляет от 122 до 130 тенге/л, СНГ – от 46 до 55 тенге/л.
Тормозит процесс в Казахстане не только потребитель. Важнее всего то, что правительство не спешит разрабатывать четкие технические регламенты, а также инструменты стимулирования, причем как потребителей, так и компании, реализующие СНГ. На данный момент в республике существует всего 11 автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), предназначенных для заправки автотранспорта компримированным природным газом. При этом 3 из них были построены в 80-е годы, в то время как остальные были введены в эксплуатацию с 2010 г. в рамках проектов развития рынка газомоторного топлива. (forbes.kz/Химия Украины и мира)