По итогам девяти месяцев текущего года объем производства фармацевтических препаратов в Казахстане существенно увеличился. Так, выпуск лекарств вырос на 22,5% до 113,5 млрд. тг (тенге), прочих фармацевтических препаратов – на 10,9% до 9 млрд. тг.
Несмотря на это, доля производства и близко не удовлетворительна: по итогам продаж 2023 года казахстанские лекарства перекрыли всего 18% спроса. Мало того, при таком минимальном обеспечении рынка отечественными препаратами собственное сырье при выпуске лекарств в РК практически не используется, а требования к качеству ввозимых компонентов не установлены.
В целом рынок фармацевтической продукции в Казахстане имеет ряд серьезных проблем, среди которых: системные нарушения; наличие контрабанды и несертифицированных средств; проблемы государственного регулирования; низкий уровень государственной поддержки; недостатки в ценообразовании; другие проблемы.
Разберем все поочередно.
В стране продолжает расти количество нарушений в фармацевтической отрасли. Так, согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК, за девять месяцев текущего года было зарегистрировано 1,2 тыс. нарушений правил фармацевтической деятельности и сферы обращения лекарственных средств и медицинских изделий. За год количество таких правонарушений увеличилось более чем в 2,3 раза. К административной ответственности привлекли 1,1 тыс. человек.
Это еще не все. Количество административных правонарушений, относящихся к незаконной медицинской и/или фармацевтической деятельности, увеличилось за год на 42% до 1 тыс. случаев. К ответственности были привлечены 996 человек.
По обеим статьям рост количества правонарушений был зафиксирован и по итогам прошлого года. Кроме того, в текущем году были зарегистрированы 29 административных правонарушений, относящихся к предоставлению заведомо ложных сведений и информации при получении разрешительных документов на занятие медицинской, фармацевтической деятельностью.
Таким образом, сфера фармацевтики выглядит откровенно небезопасно. Такая ситуация не только негативно сказывается на рынке, но и несет серьезные риски для жизни людей с учетом того, что речь идет о лекарствах и лечении населения.
Подобные нарушения, в числе прочего, связаны и с контрафактными фармацевтическими изделиями. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждая десятая упаковка лекарственных препаратов в развивающихся странах является контрафактной. В РК дела обстоят не лучше: оборот фальшивых медицинских препаратов, по сообщениям СМИ, превышает 10-12%.
Помимо рисков для жизни людей и здоровья нации, контрафактные лекарства значительно уменьшают объем бюджетных поступлений от налогов и таможенных сборов.
Все описанные проблемы и небезопасные ситуации в секторе связаны, в числе прочего, с малоэффективным государственным регулированием. На заседании по итогам аудита эффективности Министерства здравоохранения РК и его подведомственных организаций в части обеспечения граждан лекарствами и медицинскими изделиями рассказали о 36 системных недостатках в сфере обращения фармацевтической продукции. Они касаются: мер государственной поддержки внутренних товаропроизводителей; ценообразования; процессов закупок и логистики; проведения инспекций и оценки безопасности лекарств.
Анализ реализации программных документов в области здравоохранения свидетельствует об отсутствии комплексного подхода по развитию фармацевтической отрасли. Меры поддержки оказываются без учета приоритетных направлений развития отечественного фармацевтического производства и вне зависимости от уровня локализации. В целом охват казахстанских производителей лекарственных средств и медицинских изделий мерами государственной поддержки остается низким: менее 20%.
Кроме того, некачественное планирование закупок в системе Единого дистрибутора привело к отказу медицинских организаций от закупленных препаратов на 2,8 млрд. тг. В результате возникло “затоваривание” с последующим списанием из-за истечения срока годности части препаратов на 279,5 млн. тг.
Также было отмечено, что государственное регулирование цен осуществляется не в должной мере. Формирование предельных цен основано на установлении наценок по принципу “процент на процент”, что нормативно позволяет увеличивать стоимость препаратов до 172% от цены завода-изготовителя.
Председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов также обратил внимание на то, что сфера государственного регулирования не охватывает цены на незарегистрированные лекарственные средства, что привело к установлению наценок до 2000% от цены завода-изготовителя.
Государственный аудит также установил, что недостатки механизма ценообразования привели к закупкам ТОО “СК-Фармация” отдельных лекарственных средств и медицинских изделий по ценам выше рыночных на 40-365%, что составило более 8 млрд. тг.
Ситуация с ценами на фармацевтические изделия действительно непростая. Наблюдаются высокие темпы удорожания в годовой динамике как в целом по рынку, так и для отдельных лекарственных препаратов, причем по некоторым ситуация может быть неприятной. Так, по итогам сентября текущего года цены на фармацевтические препараты выросли на 12% – это существенно выше уровня инфляции по стране. При этом, по имеющимся данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, по отдельным препаратам годовое удорожание было заметно больше среднерыночного: к примеру, ацетилсалициловая кислота выросла в цене на 48,9% за год, активированный уголь – на 31%, пробиотик “Хилак форте” – на 25%, антибиотик “Флемоксин Солютаб” – на 21,5% и так далее.
На самом деле проблем в секторе фармацевтики Казахстана намного больше, чем мы рассмотрели. Для их решения необходимы структурные решения и меры, а также взаимодействие всех уполномоченных органов.
С 1 июля текущего года в РК ввели обязательную маркировку всех лекарственных препаратов. Насколько это поможет рынку очиститься от контрафакта – вопрос открытый. Насколько это затронет уровень несоблюдения закона? Тут можно предположить, что правонарушений будет больше – возможно, частично это и вызвало такой всплеск количества регистрируемых случаев. Надеемся, что эта мера хоть как-то улучшит ситуацию на рынке и обезопасит население. (energyprom.kz)