С начала октября Россия резко снизила экспорт сжиженного газа и дизельного топлива (ДТ) в Украину. А с середины октября российский дизель и вовсе перестал поступать в адрес украинских покупателей.
Если прекращение поставок ДТ в Украину российские поставщики аргументируют запретом властей РФ на экспорт нефтепродуктов, которые могут быть использованы украинской армией, то сокращение экспорта сжиженного газа вообще не объясняется. Такие действия привели к удорожанию ДТ на альтернативных маршрутах поставки и серьезному росту стоимости автогаза на АЗС по всей стране – цены на газовых заправках выросли на 25% и продолжают стремительно расти.
Россия является вторым по объемам после Беларуси поставщиком дизельного топлива в Украину. По данным консалтинговой компании UPECO, в августе доля российских поставщиков в общем объеме импорта ДТ составила около 40% (180000 т). Больше Украина импортирует только из Беларуси. Напряжение с поставками российских нефтепродуктов украинские импортеры начали испытывать еще с августа, рассказал собственник нефтетрейдинговой компании. Российские продавцы начали запрашивать у своих украинских контрагентов справки о конечных потребителях продукта, объясняя это запретом на поставки нефтепродуктов, которые могут в дальнейшем быть использованы украинской армией. “Тогда это было формальностью и никто серьезно не воспринимал такие запросы, – говорит он. – Но с конца сентября без такой справки от трейдеров российские компании отказывались подписывать договоры и контрактовать нефтепродукты. При этом непонятно, у кого украинские компании должны были брать эту справку”.
Экспорт бензина и дизтоплива был ограничен по распоряжению Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, отмечает аналитик UPECO Александр Сиренко. “Фактически это касается всех нефтепродуктов, которые могут быть использованы украинской армией. Но запрет коснулся в первую очередь дизельного топлива, – говорит он. – Дошло до того, что российские продавцы просто возвращали трейдерам предоплату за топливо”.
Такие ограничения привели к резкому снижению объемов российского дизтоплива на рынке и его удорожанию у других поставщиков. За 10 дней октября, по данным Государственной фискальной службы, Украина импортировала из России около 33000 т дизельного топлива, или 18% всех поставок, против 40% в августе.
Впрочем, дефицита дизельного топлива на украинском рынке ожидать не приходится, считает директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. “Рынок достаточно диверсифицирован, ресурса хватает, – отмечает он. – Возобновились поставки дизельного топлива по морю через Херсон и порт Южный, также увеличены объемы импорта из Польши и Литвы”.
Если для ограничения поставок ДТ из России есть формальные причины, то резкое снижение поставок сжиженного газа в Украину российскими компаниями никак не аргументируется. В перечне ФСТЭК автогаз не значится как товар двойного назначения и не может быть использован ВСУ. Тем не менее, российская «Роснефть», основной поставщик автогаза в Украину, в 5-6 раз снизила отгрузку ресурса с конца сентября, сообщил менеджер компании-трейдера. “Еще в сентябре из России в сутки поступало в среднем 1500-3000 т сжиженного газа, а сейчас отгрузка идет в объеме не более 500 т, – говорит Сиренко. – При этом какие-то разумные объяснения с российской стороны отсутствуют”.
Российский сжиженный газ сейчас занимает около 70% в доле импорта, поэтому заместить его продуктом из других направлений в короткий период времени очень сложно. “К искусственным проблемам с российскими поставками добавились еще 2 фактора, – говорит Куюн. – Это остановка Мозырьского НПЗ на ремонт и переход Речицкого газоперерабатывающего завода (Беларусь) на производство раздельных фракций (отдельно пропан и бутан)”.
Все это сказалось на внутренних ценах. С начала октября средние розничные цены на газовых заправках повысились на 25% – с 7,9 до 9,8 грн./л.
“Учитывая небольшие запасы топлива у продавцов и ограниченные поставки из России, в ближайшее время сжиженный газ в Украине продолжит дорожать”, – считает Сиренко.
“Мы не видим четкого месседжа, что что-то изменится в лучшую сторону, – сказал глава группы компаний WOG Сергей Корецкий. – Сейчас существует эмбарго и по нефтепродуктам, и по газу. По нашему мнению, до конца года поставки не возобновятся”. (ЛигаБизнесИнформ/Химия Украины и мира)