В Украине объем контрафактной продукции средств защиты растений (СЗР) в 2015 г. вырос до 20-25%, а на розничном рынке – до 80%, по данным FAO. То есть каждая 5 канистра пестицидов и многие средства розничной фасовки защиты растений – подделка. В денежном выражении это $200 млн. По статистике, Украина входит в тройку “лидеров” среди европейских стран в сегменте подделок СЗР. Об этом сообщил директор ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” Александр Жемойда.
Сегодняшняя агрохимия – это сложная отрасль, которая по уровню энергетических и финансовых затрат не уступает фармацевтике. Крупнейшие производители химии, которая используется в сельском хозяйстве, тратят десятки лет и сотни миллионов евро на создание нового вида продукции. Поэтому ЕС настаивает, чтобы Украина усилила контроль обращения СЗР на рынке.
Практически весь объем СЗР Украина завозит, следовательно, контролировать их импорт должно быть легче, чем нелегальное производство внутри страны. Но в основном этот товар превращается в контрафакт уже на территории Украины. Часто действующее вещество завозят вполне законно, есть примеры, когда оно попадает на территорию государства под другим кодом, а формуляцией занимаются на месте. Поэтому для эффективного контроля придется вспомнить о рыночном контроле и надзоре и более эффективно применять предложенную международными организациями систему.
Однако не все так просто. Контрафакт используют, потому что он дешевле. Действующее вещество в нем фактически то же, поэтому производители ожидают и такого же эффекта в защите растений. На выходе аграрии получают сельхозпродукцию двух видов: с содержанием вредных веществ допустимого уровня и урожай, не соответствующий качественным характеристикам. Причем все зерно, независимо от содержания вредных веществ, едет на границу в одном вагоне, или в порт, или в ОЭЗ. И это влияет на качество конечной продукции.
Когда продукция попадает в порт, ее могут и не проверять на содержание вредных веществ. Однако когда она прибывает на европейский рынок или в азиатские страны, существует вероятность обнаружения несоответствия требованиям качества стран импорта из-за их внимательного и осторожного отношение к безопасности потребителей, как следствие – компании или страны-импортеры возвращают целые корабли с продукцией из Украины.
Пути решения проблемы заключаются в применении системного подхода, с одновременным совершенствованием законодательной базы в части регистрации пестицидов, контролю за их учетом, применением полноценного профиля риска при таможенном контроле, организации сертифицированных складов и утилизации конфискованной продукции, а также улучшении доступа агропроизводителей к оригинальной продукции и информирования о подделках. Именно эти задачи ставит перед собой недавно созданный Центр противодействия контрафакту.
В первую очередь стоит навести порядок в законодательстве и усилить контроль на таможне, о чем уже объявили в Минагропроде. Крайне необходимо внести изменения в действующее законодательство, так как на сегодняшний день есть ряд пробелов в сфере контроля и регистрации брэндов. Второе направление – работа с таможенными органами. Обновить лаборатории на таможне, разработать соответствующие профили рисков и провести обучение.
Ресурсы аграриев ограничены, часто основным фактором выбора в пользу контрафактной продукции является его дешевизна. Здесь ответом на вызов могут стать программы финансовой поддержки аграриев, которые путем привлечения компаний-поставщиков могут стать эффективным инструментом опосредованной борьбы с контрафактом. (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)