Кабинет министров принял распоряжение о том, что в 2016 г. все закупки лекарств Министерство здравоохранения передаст международным организациям, сообщил министр здравоохранения Александр Квиташвили. По его словам, предложение было подано “с голоса”, поддержано, и после доработки документ будет обнародован.
Практика закупки лекарств через международные организации стартовала в Украине в 2015 г. Минздрав намерен закупить в 2015 г. таким способом препаратов на 2,2 млрд. грн. Согласно проекту госбюджета, который в сентябре Кабмин подал в Верховную Раду и сразу же отозвал, в 2016 г. на закупки лекарств Минздраву может быть выделено около 3,5 млрд. грн. 6 ноября состоялось подписание договора с третьей международной структурой, которая в 2015 г. будет закупать лекарства для Украины – британским закупочным агентством Crown Agents. Оно будет закупать препараты по государственным программам детской и взрослой онкологии. По данным Минздрава, Crown Agents под них получит 750 млн. грн.
Ранее подобное соглашение Минздрав подписал с Программой развития ООН (ПРООН), также был подписан меморандум с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Мало того, ПРООН уже получила сумму, которая ей определена – в начале ноября ей были перечислены 620 млн. грн. На эти деньги ПРООН закупит препараты по программам лечения туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, гемофилии, орфанных заболеваний и т. д. ЮНИСЕФ приобретет для Украины вакцины и антиретровирусные препараты. Ожидается, что за это он получит от Минздрава около 830 млн. грн.
Однако не все участники фармрынка довольны переходом Украины на закупки лекарств через международные организации. Свое недовольство выразили отечественные фармацевтические производители. В частности, председатель наблюдательного совета группы фармкомпаний “Лекхим”, президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины Валерий Печаев рассказал, что для участия в тендерах международных организацией украинским фармкомпаниям необходимо пройти у Всемирной организации здравоохранения так называемую преквалификацию. Однако подобного документа нет у большинства украинских фармпроизводителей, поскольку они ранее не принимали участие в программах ВОЗ. После того, как Валерий Печаев обратился к ВОЗ с просьбой прислать экспертов для проведения преквалификации, ему ответили, что не пришлют своих сотрудников, поскольку в Украине идут боевые действия. “Я сегодня поставляю лекарства в аптеки, в больницы за счет средств местного бюджета, а к госзакупкам меня не допускают. На каком основании?” – возмутился Валерий Печаев.
По его мнению, из номенклатуры препаратов, которые в 2015 г. отданы на откуп международным организациям, украинские фармкомпании могут произвести 37% наименований. “Мы понимаем, что будем конкурировать на тендерах международных организаций с производителями с низкими ценами. Но мы просим, чтобы нас допустили”, – отметил Валерий Печаев.
Заместитель министра здравоохранения Игорь Перегинец рассказал, что международные организации дадут возможность принять участие в прозрачных закупках любым желающим фармпроизводителям, базируясь на качестве и цене. Он отметил, что процедура преквалификации разработана для того, чтобы быть уверенными в качестве лекарств фармпроизводителей из тех стран, в которых нет фармацевтических регуляторных агентств. Проходить процедуру преквалификации необходимо не при всех тендерах международных организаций, а только при закупке антиретровирусных препаратов, лекарств для лечения туберкулеза и малярии, вакцин и тест-системы для ВИЧ-инфекции. На эти программы приходится примерно половина из средств, выделенных из госбюджета на закупки лекарств у международных организаций.
Игорь Перегинец пояснил, что процедура преквалификации длится примерно от 8 месяцев до года. В 2015 г. международным организациям в ситуации с украинскими фармпроизводителями, которые не будут иметь преквалификации, скорее всего, необходимо будет “искать оптимальные пути решения”. “Переходя на международные закупки, Минздрав ставит перед собой цель побороть коррупцию и как можно быстрее поставить лекарства высокого качества”, – заверил он. При этом Игорь Перегинец отметил, что, в соответствии с украинским законодательством, закупки лекарств международными организациями будут проходить в соответствии с процедурами таких агентств. “Мы не можем требовать купить у того или иного производителя. Мы можем сказать, что нам необходимо, указывая при этом не брэнды лекарств, а международные непатентованные названия препаратов”, – пояснил он.
Исполнительный директор общественной организации “Пациенты Украины” Ольга Стефанишина считает, что слова украинских фармпроизводителей о том, что их не пустят к тендерам международных организаций, надуманы. “Все компании-производители будут иметь возможность принимать участие в международных тендерах – как национальные, так и иностранные, на абсолютно равных и прозрачных условиях. В то же время, у международных организаций действительно существуют строгие процедуры проверки качества препаратов”, – заявила она. По мнению Ольги Стефанишиной, возможно, национальные производители боятся, что их препараты на самом деле не соответствуют международным критериям качества. “Ведь часто GMP-сертификаты, свидетельствующие о высоком качестве производства лекарств, выданные в Украине, были получены коррупционным путем, а если попросту – куплены производителями”, – отметила она. Ольга Стефанишина подчеркнула, что все международные организации заявили о готовности покупать национальные препараты, если они соответствуют критериям качества. (РБК-Украина/Химия Украины и мира)