В начале ноября объемы предложения сжиженного газа из Польши и стран Балтии остаются ограниченными из-за сокращения отгрузок российского ресурса и задержки выхода Мажейкяйского НПЗ из ремонта. В то же время на юге между поставщиками идет конкуренция, что способствует уменьшению цен для украинского рынка.
Цены на автомобильные партии ПБТ и пропан в Галаке снизились до $775-790/т против $790-800/т на прошлой неделе. В Мангалии газ предлагался в таком же ценовом диапазоне. Газ на румынских базисах подешевел, несмотря на повышение цен Sonatrach. “Во всем виноваты цены на аукционах и дешевые предложения в Рени”, – рассказал представитель компании Bulmarket. На украинском берегу Дуная автомобильные партии газа на этой неделе предлагались в диапазоне 52500-56500 грн./т в зависимости от содержания пропана в смеси. Участники рынка отмечают, что в первой декаде ноября в устье Дуная должно поступить несколько судов с газом. Речь идет о Orinda, Goya, Enigma и Boreas LPG. “Цены будут снижаться, на днях придет много продукта. Кроме того, на аукционах на этой неделе был выставлен большой объем газа”, – считает один из южных трейдеров. На торгах “Укрнафты” 6 ноября средневзвешенная цена на газ упала на $66/т до $763/т. Снижение цен на юге будет способствовать дальнейшему укреплению позиций поставщиков из Румынии и украинских дунайских терминалов.
Цены на пропан-бутановую смесь на польских терминалах с учетом доставки к польско-украинской границе уменьшились в среднем на $5/т по сравнению с прошлой неделей и составили $800-864/т. Некоторые компании, в частности Bialchem Group, делали небольшие скидки для украинских клиентов, чтобы поддержать отношения, несмотря на оживленный спрос в Польше. В то же время другие поставщики предпочитали работать на внутренний рынок и не снижать цен. По словам участников рынка, на этой неделе продукта не предлагала компания Barter. Также об отсутствии автообъемов сообщила Venor Polska. “В первой половине ноября мы не предлагаем ресурс, поскольку продали все объемы”, – отметил представитель компании.
По словам польских поставщиков, спрос на газ со стороны Украины низкий, потому что высокие цены отсеивают желающих покупать. Кроме того, на активность покупателей повлияло внедрение в Польше с 1 ноября системы электронного контроля грузовых перевозок SENT. “Не все перевозчики решаются сейчас ехать из-за риска получить штраф. Поэтому есть определенное понижение продаж”, – рассказал менеджер польской компании.
Стоимость оптовых партий российской смеси в восточных воеводствах Польши не изменилась и составила 3150-3200 зл/т ($788-800/т). Польские компании считают, что железнодорожные отправления газа из России окончательно прекратятся 11-12 ноября, а в оставшийся месяц продукт еще будет поступать автотранспортом. Стоимость железнодорожных партий ПБТ на белорусско-польской границе за неделю практически не изменилась и составила $600-632/т DAP Брест.
Цены на российский пропан на польском рынке в течение прошлой недели не изменились. Автомобильные партии продукта на восточных терминалах предлагались за 3320-3350 зл/т ($832-840/т). Морской пропан в Гданьске подешевел на $10/т до $825-840/т из-за уменьшения котировок и прекращения закупок продукта агрофирмами. С учетом доставки в Малашевичи морской газ обойдется в 3470-3530 зл/т ($870-885/т).
Цены на ПБТ на литовских ГНС снизились на $8-15/т до $828-846/т с учетом транспорта к украинской границе. Газ дешевеет, поскольку Мажейкяйский НПЗ стал предлагать его на рынок. По словам участников рынка, автомобильные партии смеси Orlen Lietuva на этой неделе отгружают по $690-700/т. Впрочем, некоторые контрагенты сообщили, что не получали от компании предложения приобрести объемы.
С латвийских базисов предложений газа на этой неделе не было. Латвия продолжает выстраивать логистику поставок нероссийского продукта в преддверии внедрения эмбарго. Представитель компании Latvijas Propana Gaze сообщил, что 20-23 ноября планируется разгрузка второго судна с газом из Швеции на терминале в Риге. Первую морскую партию продукта компания получила 21 октября.
Стоимость железнодорожных партий ПБТ не изменилась и составляет до $850-880/т DAP Изов/Ягодин. Поставщики сообщают, что спрос на газ в вагонах остается низким. В октябре украинские компании импортировали 10,8 тыс. тонн LPG по железной дороге. Меньшие объемы были завезены только в январе, когда потребление находилось на минимуме, и в сентябре после повышения акциза. (enkorr.ua)