Совет директоров “Газпрома” 30 ноября рассмотрит вопрос о прекращении участия в компании Interconnector UK Ltd, которой принадлежит газопровод между Великобританией и Бельгией. “Газпром” уже более 20 лет, с 1994 г., владеет в этой компании 10% акций.
В монополии отказались от комментариев, но, по словам источников “Ъ”, знакомых с ситуацией, она решила продать этот актив из-за изменения регулирования. Выбранный Лондоном вариант выполнения норм Третьего энергопакета Евросоюза требует, чтобы никто из акционеров газопровода, имеющих право голоса, не занимался добычей или сбытом газа. В этой ситуации “Газпром” мог бы остаться в качестве держателя “доли экономического участия” без права голоса, говорят собеседники, но предпочел выйти из актива.
Покупателем выступит бельгийская Fluxys, крупный европейский оператор газотранспортных сетей и СПГ-терминалов, которая получит прямой контроль в Interconnector. Во Fluxys заявили, что компания “рассматривала увеличение доли своих акций в Interconnector и вела предварительные переговоры с существующими акционерами”. А в начале октября глава “Газпрома” Алексей Миллер встречался с руководителем бельгийской компании Вальтером Пираером. По оценке главы Small Letters Виталия Крюкова, на основе предыдущих сделок по этому активу стоимость доли “Газпрома” в Interconnector может составить около 80 млн. евро.
Interconnector – газопровод длиной 235 км, соединяющий Великобританию и Бельгию по дну Северного моря, введен в эксплуатацию в октябре 1998 г. Мощность трубы в направлении Британии – 25,5 млрд. куб. м в год, в направлении Бельгии – 20 млрд. куб. м. Из них 6 млрд. и 2 млрд. куб. м соответственно забронированы “Газпромом” на долгосрочной основе до 2018 г. Помимо “Газпрома” акционеры газопровода – Fluxys (25%), два паритетных СП Fluxys и итальянского газотранспортного оператора Snam (по 15,75%), канадский фонд CDPQ, который владеет 20% Fluxys (23,5%), а также дочерняя структура этого фонда – CDPGI (10%).
Доля в Interconnector – старейший актив “Газпрома” в Западной Европе и один из самых старых европейских активов вообще (дольше монополия владеет лишь сбытовыми СП с немецкой Wintershall). Когда газопровод строился, Британия была еще нетто-экспортером газа, но “Газпром” прогнозировал последовавшее падение добычи в Северном море. Быстро выяснилось, что поставки российского газа в Великобританию неудобны из-за большого транспортного плеча, поэтому “Газпром” начал закупать для этого норвежский газ, вытесняя его тем самым с рынка Германии. Для этих операций была создана будущая Gazprom Marketing & Trading, из которой вырос нынешний трейдинговый бизнес “Газпрома”.
При выходе “Газпрома” в Interconnector не останется ни одной из компаний, начинавших проект. Тогда акционерами были крупные газовые компании: British Gas, BP, Statoil, Conoco, Ruhrgas (будущий E.On), но либерализация рынка газа и требования регуляторов ЕС заставили их уйти. Последним свою долю (15%) в 2012 г. за 117 млн. евро СП Snam и Fluxys продала E.On. (rcc.ru/Химия Украины и мира)