Основные причины пожара на нефтебазе “БРСМ” в Васильковском районе – халатность руководства и персонала, обслуживавшего нефтебазу, а также использование ненадлежащего оборудования для перекачки нефтепродуктов и несанкционированное расширение базы. К таким выводам пришла межведомственная комиссия по расследованию причин трагедии, сообщил на брифинге глава Государственной службы Украины по вопросам труда Роман Чернега.
По его словам, работники нефтебазы “БРСМ” использовали передвижные насосы, “отдельные составные части которых общего пользования, а не специального, и они запрещены для работ повышенной опасности”. Проверка также показала, что насосные агрегаты использовали без документации на ввод в эксплуатацию, как того требует законодательство, регламентирующее работу на опасных объектах. “Основные причины – это человеческий фактор. Но под человеческим фактором мы подразумеваем, во-первых, халатность. По результатам расследования установлены основные причины несчастных случаев, а именно: несоответствие требованиям безопасности технологического процесса смешивания нефтепродуктов: использование гибких резинотканевых трубопроводов (рукавов) в технических процессах смешивания топлива при помощи передвижных насосов на территории нефтебазы”, – сказал Чернега.
Кроме того, комиссия выяснила, что сотрудники нефтебазы не только не имели спецподготовки для работы на опасном объекте, но многие из них не были официально трудоустроены. “Они не были оформлены и не пребывали в трудовых отношениях с компанией – владельцем нефтебазы. Во-первых, это нарушение законодательства, во-вторых, у пострадавших в результате пожара, которые не были официально оформлены на работу, сейчас возникают трудности с получением компенсаций”, – отметил Чернега.
Глава Гоструда также сообщил, что владелец нефтебазы (“БРСМ”) без разрешений контролирующих органов установил на территории дополнительные емкости, что “привело к отсутствию пространства между резервуарами” и, как следствие, затрудняло работу спасателей во время тушения пожара. Ранее представитель ГСЧС Руслан Буханец сообщал, что изначально нефтебаза планировалась на 2 тыс. куб. м, а к моменту пожара на базе были резервуары общим объемом 28 тыс. куб. м.
Чернега напомнил, что на нефтебазе отсутствовала обваловка резервуаров, отсутствовали пенонагнетатели, о других ранее озвученных чиновниками грубых нарушениях пожарной безопасности на объекте “БРСМ”. Руководитель ведомства точнил, что в комиссию входили представителя компаний группы “БРСМ” – “Парком Транс”, “Укртрансойл” и “Побутрембудматериалы”, которые также подписали выводы комиссии. Чернега сообщил, что комиссия определила виновных в трагедии, однако не назвал имена и должности. “Личности, причастные к этому, установлены. Они виноваты. Но называть их мы не будем, так как продолжается следствие, все материалы будут переданы в суд”, – сказал Чернега. Он ответил, что ответственными за возникновение пожара определены шесть сотрудников компаний (группы “БРСМ”), среди которых “руководство и должностные лица”.
Напомним, пожар на нефтебазе “БРСМ-Нафта” в Васильковском районе Киевской области возник 8 июня вечером. В результате ЧП погибли 6 человек (по другим данным – 8 человек), 15 пострадали. Резервуары горели почти трое суток. 13 июня пожар возобновился после разгерметизации емкости, утечки топлива и последующего возгорания находящегося вблизи резервуара. 16 июня горение топлива прекратилось.
По заключению следственных органов и экспертов, причиной аварии стало нарушение норм пожарной и промышленной безопасности, а также нарушения при строительстве и эксплуатации АЗС и нефтебаз. Несмотря на вопиющие нарушения и на очевидные отклонения от норм на многих действующих объектах “БРСМ”, они продолжают функционировать.
Ранее следствие сообщало о подозрении лишь двум ответственным за трагедию лицам – главному инженеру и замдиректора Васильковской нефтебазы “БРСМ”. Родственники погибших и получивших ранения спасателей подали в суд иски против “БРСМ-Нафта”, которыми требуют компенсации и наказания виновных. Однако, по утверждению пострадавших, менеджеры компании “БРСМ-Нафта” ни разу не встретились с ними, не выразили соболезнования и даже попытались найти виновных среди сотрудников ГСЧС. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)