Скачки валютного курса заставляют автолюбителей нервничать. За последний месяц доллар подорожал на 1 грн. до 24 грн., и хотя сейчас он снова начал снижаться, непонятно, как долго удержится понижательная тенденция. Не удивительно, что водители ждут, когда же АЗС начнут переписывать ценники.
Эти опасения не случайны. Аналитики рассекретили формулу, которой руководствуются отечественные заправщики: падение гривны на 10 коп. в двухнедельном измерении (переработчики закупают нефтепродукты раз в 2 недели) прибавляет к стоимости литра бензина А-95 примерно 6 коп. “Приблизительно такая же зависимость сохраняется и в случае с дизельным топливом, – рассказал руководитель специальных проектов НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев.
Следуя “бензиновой формуле”, топливо в Украине за последний месяц должно было прибавить в цене не менее 60 коп./л. Но, по данным «Консалтинговой группы А-95», по состоянию на 9 декабря цены на киевских заправках немного снизились. Бензин А-95 за последний месяц подешевел на 14 коп. до 19, 53 грн./л, дизельное топливо – на 20 коп. до 17,08 грн./л. Геннадия Рябцев поясняет это тем, что на рынке сейчас установился хрупкий баланс между повышающими и понижающими факторами. “К повышающим можно отнести девальвацию гривны и увеличение тарифов на ж/д перевозки на 15%. К понижающим – удешевление нефти и продуктов ее переработки на мировом рынке и невысокий спрос на топливо в Украине”, – отметил он.
Руководитель департамента маркетинга сети АЗК “ОККО” Васыль Дмытрив рассказал, что, если бы мировые цены на нефтепродукты (котировки platt’s) не менялись, с учетом подорожания доллара на 1 грн. цены на бензин пришлось бы поднимать. “Их удается удерживать за счет падения цен на нефть и, как следствие, котировок platt’s на нефтепродукты”, – уточнил он.
По состоянию на 9 декабря, нефть марки Brent стоила $40,26/барр., тогда как на 27 ноября – $44,87/барр., а в начале ноября – $48.
Фактором риска для наших импортеров является дефицит валюты: Нацбанк несколько раз ограничивал выход крупных покупателей на межбанк. Теоретически это может привести либо к тому, что компании будут закупать валюту на черном рынке по завышенному курсу, либо уменьшат поставки нефтепродуктов, что грозит дефицитом топлива. Впрочем, Васыль Дмытрив уверяет, что проблем с поставками нефтепродуктов сейчас нет, как и с покупкой валюты. “У “ОККО” прямые контракты с европейскими заводами-производителями топлива, поэтому Нацбанк не имеет к нам замечаний”, – пояснил он. По словам Геннадия Рябцева, компании, которые вынуждены приобретать валюту на черном рынке, давно заложили курсовую разницу в стоимость топлива. “На следующей неделе основные трейдеры будут производить большие закупки нефтепродуктов. Так что в течение ближайшего месяца цены на топливо на украинских АЗС будут оставаться стабильными”, – прогнозирует он. (Вести/Химия Украины и мира)