На рынке нефтепродуктов возможен дефицит, вызванный вновь возникшими трудностями с приобретением валюты импортерами топлива, рассказали участники рынка.
С 1 января 2016 г. в связи с прекращением действия нормы Закона “О мерах по стабилизации платежного баланса Украины” светлые нефтепродукты перестали классифицироваться в качестве товаров критического импорта. Вследствие этого на импортеров бензина и ДТ распространилось действие постановления НБУ №124 от 23 февраля 2015 г., которое предполагает использование исключительно аккредитивной формы расчета по предоплате за импортный продукт по контрактам на более чем $500 тыс. Как отмечают крупнейшие операторы рынка, в связи с этим долгосрочные контракты на поставку топлива в Украину оказались заблокированы.
“Мы не можем купить валюту. А аккредитивная форма расчета, даже если закрыть глаза на все дополнительные комиссии и сборы, не выгодна в первую очередь поставщику. Оплата осуществляется после формирования окончательной цены. Таким образом, деньги до производителя могут доходить с почти месячной задержкой”, – пояснили в офисе одного из крупнейших импортеров бензинов.
Фактическую остановку расчетов по долгосрочным контрактам подтвердили в большинстве крупных компаний Украины. “Ситуация влечет срыв выполнения обязательств по международным контрактам, начисление штрафных санкций, может повлечь сбои в поставках нефтепродуктов, дестабилизацию цен на внутреннем рынке”, – отмечается в письме компании SOCAR в адрес ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” (ООРНУ).
Ассоциация направила Кабмину предложение об определении перечня критического импорта с включением в него нефтепродуктов. “Бездействие в этом вопросе может существенно усложнить процесс ресурсного наполнения рынка нефтепродуктов Украины накануне посевной кампании, которая традиционно начнется с середины февраля”, – отмечают в ООРНУ и указывают на неизбежное влияние этой ситуации на топливные цены.
Мелкие импортеры, а также поставщики СУГ (не входил в перечень “критического импорта”) отмечают нормализацию ситуации с покупкой валюты до $500 тыс. “Проблемы с валютой были в конце декабря, что привело к задержке платежей. В январе мы покупаем доллар, евро, рубль без проблем”, – сказал один из поставщиков сжиженного газа. Накануне поставщики СУГ подтверждали существенное укрепление курса гривны. “Сегодня мы купили $250 тыс. по 23,3 грн./$1”, – сообщил один из крупнейших импортеров СУГ.
Ряд жестких ограничительных норм при закупке валюты в сентябре 2014 г. привел к резкому разрыву между официальным курсом валют и котировками “черного” рынка, на который были вынуждены уйти нефтетрейдеры. Это привело к стремительному росту цен на топливо в феврале 2015 г. и обусловило повышение розничной цены бензина А-95 выше 32 грн./л. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)