Моющие и чистящие средства в 2015 г. оказались одними из самых подорожавших потребительских товаров. Это следует из первых итогов Росстата о росте цен на потребительские товары и услуги. Стоимость продукции этой категории выросла на 22,4%.
Такое подорожание было связано с ростом курса валют по отношению к рублю, объясняют эксперты. Погоду на этом рынке устанавливают крупные игроки. По оценке исследовательского агентства Magram MR, только на долю Procter & Gamble в начале 2015 г. приходились 44% всего рынка. Доля российских производителей не превышала 30%.
Лидер рынка несколько раз поднимал цены на продукцию, рассказывает председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. “Вероятно, это связано с установкой иностранных собственников получить определенную маржу”, – рассуждает собеседник. В итоге дошло до того, что спрос на товары компании сократился и ей пришлось к концу года умерить аппетиты.
Производители, которые изготавливают продукцию в России, закупают упаковку (банки, бутылки или заготовки для их выдувания), а также большую часть ингредиентов (растворители, отдушки) за рубежом. Так что увеличение стоимости валюты неизбежно повысило себестоимость готовой продукции, рассказывает гендиректор CityNature.ru Михаил Пестерев.
Кроме того, многие компании используют контрактное производство. То есть когда сам брэнд является российским, а производят его зарубежные фабрики. В этом случае в себестоимость входят еще и изготовление, транспортная упаковка, доставка в Россию, таможенные расходы и так далее. То есть себестоимость производства выросла прямо пропорционально курсовой разнице, поясняют эксперты.
“Сказался и сильный скачок банковских ставок по кредитам, привлекаемых под оборотные средства, которые также легли бременем на себестоимость конечной продукции”, – добавляет руководитель службы маркетинга ICL Services Лилия Алеева. Львиная доля моющих средств даже под российскими марками до сих пор производится за пределами страны. “Думаю, и дальше цены продолжат рост на фоне нестабильного курса валют. В себестоимость может лечь и ожидаемый рост расходов на логистику”, – говорит она. “В 2016 г. тенденция, судя по всему, сохранится, поскольку собственная сырьевая база для обеспечения производителей хозтоваров в России не развита”, – согласна управляющий партнер АО “2К” Тамара Касьянова. (Ruhim/Химия Украины и мира)