России удалось полностью профинансировать проект сжиженного газа на Ямале. В том числе с помощью китайского капитала.
В конце апреля два китайских банка согласились предоставить финансирование проекта сжиженного газа “Ямал СПГ” на общую сумму $12 млрд. Таким образом, финансирование проекта обеспечено теперь полностью. Причем произошло это раньше запланированных сроков. С российской стороны финансирование, по словам первого заместителя директора проекта Дмитрия Монакова, обеспечивают “Сбербанк” и “Газпромбанк”.
“Полностью закрыта потребность в финансировании проекта общей стоимостью $27 млрд. Подписаны кредитные договоры с “Газпромбанком”, Сбербанком, Экспортно-импортным банком Китая и Банком развития Китая о предоставлении “Ямал СПГ” кредитных линий, что обеспечивает необходимый проекту объем финансирования, привлекаемый из внешних источников”, – сообщил в начале мая Монаков.
“Ямал СПГ” – это второй в России завод по производству сжиженного газа. Его общая мощность составляет 16,5 млн. т/год. Строительство ведется в 3 очереди по 5,5 млн. т каждая. Проект наполовину готов. Предполагается, что первый сжиженный газ уйдет потребителям во II квартале 2017 г.
Главным акционером “Ямала СПГ” является крупнейший в России независимый производитель газа Novatek, которому принадлежат 50,07% акций. По 20,01% акций принадлежат французскому нефтегазовому гиганту Total и китайской нефтегазодобывающей компании CNPC. Оставшиеся 9,9% у инвестиционного фонда Silk Road Fund (КНР), который купил их в марте у Novatek за $1,2 млрд. Для того, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, Москва предоставила проекту “Ямал СПГ” ряд налоговых преференций. Речь, например, идет о нулевых НДПИ и экспортной пошлине. Местные власти согласились отменить налог на имущество для участвующих в проекте организаций и уменьшили для них налог на прибыль. В 2015 г. в список импортной продукции, освобожденной от НДС, было внесено и оборудование для “Ямала СПГ”.
Кредиты для проекта на 15 лет выделили два китайских банка: China Development Bank и Export-Import Bank of China. Особую значимость проекту придает то обстоятельство, что сейчас, в период низких цен на энергоносители, подобные крупные проекты повсеместно кладутся на полку. Можно назвать, скажем, замороженный проект компании Woodside Petroleum по строительству комплекса СПГ в Западной Австралии, оцениваемый в $40 млрд.
Ямальский проект очень важен для России, потому что позволяет диверсифицировать поставки газа в Азию и уменьшить зависимость от европейского рынка. К тому же проект имеет и важное символическое значение. Он показывает, что Москва может обеспечить финансирование такого крупного проекта даже в условиях санкций. В черном списке американских санкций и один из владельцев Novatek – Геннадий Тимченко.
Вместе с тем, проблемы в энергетическом сотрудничестве, несмотря на обилие подписанных соглашений между российскими и китайскими компаниями, остаются. Связаны он с тем, что потребность КНР в газе в 2015 г. резко снизилась. Пекин довольно успешно сумел покрыть существенную часть потребностей за счет альтернативных поставщиков. Мешает более энергичному осуществлению совместных проектов и вполне объяснимое желание Москвы подороже продавать энергоносители и не менее сильное желание Пекина платить за них поменьше. (Rcc/Химия Украины и мира)