Порядка 1 млрд. руб./год теряет бюджет Нижегородской области на недоборе налогов от контрафактного оборота автомобильного топлива, бюджет России из-за этого недополучает (по различным оценкам) от 70 до 85 млрд. руб. Такие цифры привели участники круглого стола “Итоги работы по противодействию распространению некачественного топлива в Нижегородской области. Определение направлений работы и новых задач”, состоявшегося в Нижнем Новгороде. Участники не ограничились констатацией фактов: по итогам круглого стола будет подготовлена резолюция, в которой эксперты рекомендуют органам власти действенные меры, направленные на борьбу с контрафактным топливом.
«В 2015 г. Приволжское межрегиональное территориальное управление Росстандарта провело в регионе 128 проверок автозаправочных станций (АЗС), в том числе 42 совместно с прокуратурой, – рассказывает Виктор Лунин, председатель комитета законодательного собрания Нижегородской области (ЗСНО) по экологии и природопользованию. – 39,8% проверок выявили нарушения в деятельности АЗС: есть претензии к нормативным документам, к качеству топлива. В целом по Приволжскому федеральному округу ситуация еще хуже – 46,8% проверенных АЗС работали с нарушениями. Как правило, нарушения допускают владельцы небольших сетей автозаправочных станций. Вертикально интегрированные компании ведут себя добросовестно».
Но тот факт, что регион выглядит “выше среднего” по округу, никоим образом не может настраивать нижегородцев на оптимистичный лад. По мнению Виктора Лунина, владельцы АЗС просто притихли на время проверок и стали меньше “хулиганить”. Динамика выявления нарушений подтверждает это: в I полугодии их зафиксировано больше, чем во II. Надолго ли притихли? «Законодательство предусматривает: контролирующие органы должны уведомить владельца АЗС о предстоящей ревизии за 3 дня до нее, – говорит Виктор Лунин. – Там, где уведомляли, выявили нарушения только в каждой четвертой проверенной АЗС (26,7%). А там, где ревизия нагрянула без предупреждения (такое возможно по жалобе потребителя, например), – в 2 из 3 (66,7%). Давайте поправим закон, зачем уведомлять?».
Предложение об изменении законодательства в части проверок – лишь один из пунктов резолюции. Но только ужесточением правил проведения ревизий дело до конца не довести, уверен Виктор Лунин. «В нашей резолюции одно из основных положений – законодательно запретить продажу через топливораздаточное оборудование всех нефтепродуктов, за исключением бензина, дизельного и газомоторного топлива, – говорит он. – Сегодня же автомобилист рискует залить в бак вместо солярки моторное топливо (его еще называют судовым маловязким), например. Техрегламент Таможенного союза позволяет продавать его на АЗС, торговать им выгодно. А заправщица еще скажет водителю: “Да моторное топливо почти такое же, как солярка, только дешевле”. Чем рискует в таком случае автомобилист? Мотором, а порой здоровьем и даже жизнью. Известны случаи, когда судовое маловязкое топливо, залитое вместо дизельного, зимой леденело в фильтрах, машина глохла, а люди замерзали.
«Мы вносим также предложение о конфискации имущества нарушителей – емкостей, бензовозов и прочего, – продолжает депутат ЗСНО. – Сегодня недобросовестных продавцов нефтепродуктов только штрафуют. Отдал он 100 тыс. руб., переименовал свою контору и продолжает нечистое дело. А если у него отобрать оборудование, то пусть попробует вернуть его через суд, доказав, что продавал качественный бензин».
Как председатель комитета по экологии и природопользованию Виктор Лунин напомнил также о том, что сегодня более 90% вклада в загрязнение окружающей среды вносят именно автомобили. «Старые машины и некачественное топливо, недостаточный контроль у выхлопной трубы – основные причины неблагополучия. Нам необходимо подталкивать людей к обновлению автопарка, в том числе и рублем», – резюмировал Виктор Лунин.
Кристина Киптенко, руководитель Центра экономической конъюнктуры комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по энергетической политике и энергоэффективности: «По итогам проверок АЗС, проведенных Генпрокуратурой совместно с Росстандартом в 2015 г., установлено, что основными поставщиками некачественного топлива на рынки регионов являются независимые мелкие заправки и мини-заводы по переработке нефти. Реализация топлива несоответствующего качества в сети крупных нефтяных компаний минимальна. Среди предложений РСПП – разработка и утверждение на федеральном уровне порядка учета нефтепродуктов при их выпуске в обращение, транспортировке, хранении и реализации, а также требований по обеспечению сохранения состава и свойств нефтепродуктов при их движении от изготовителя до потребителя. Также РСПП предлагает более активно применять статью 14.33 КоАП РФ о недобросовестной конкуренции в части привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства путем введения в заблуждение потребителей при реализации продукции, качество и свойства которой не соответствуют заявленным».
Предложение о расширении практики применения статьи 14.33 КоАП РФ в отношении лиц, допускающих нарушения в области качества и безопасности реализуемого моторного топлива, а также предложения РСПП по разработке нормативных правовых актов по учету нефтепродуктов и обеспечению сохранения их свойств вошли в проект доклада президенту страны, подготовленного Минэнерго России и направленного в правительство РФ. (Нефть России/Химия Украины и мира)