Проверки показывают, что на момент отпуска топлива с нефтеперерабатывающего завода (а все 33 НПЗ принадлежат крупным холдингам) оно, как правило, соответствует техрегламенту. “Сбой” возникает, когда бензин оказывается на нефтебазе.
Она приобретает, предположим, 100 т у крупного НПЗ и еще столько же непонятного продукта у мини-НПЗ (их около 240), многие из которых уходят от контроля, заявляя, например, что работают “на экспорт”: а раз так, техрегламент не обязателен и контролерам на мини-НПЗ делать нечего. Далее две партии смешиваются в одном резервуаре, смесь поставляется на АЗС с декларацией соответствия и паспортом качества, полученных с крупного НПЗ. Схема безотказна. Таким образом, де-факто именно от нефтебаз зависит конечное качество бензина, но де-юре они не отвечают за безопасность выпускаемой на рынок продукции.
Контролеры приходят на АЗС, устанавливают факт нарушения, штрафуют владельца заправки, но дальше дело не идет – на нефтебазе говорят, что получили топливо с НПЗ с нормальными документами и просто его хранили. А на заводе проверка арбитражных образцов показывает, что все в норме. Получается замкнутый круг, как возникли 200 т гремучей смеси, установить не удается.
Нефтебазы и сотрудничающие с ними мини-НПЗ при такой схеме имеют высокую маржу. А автовладельцы платят за это из своего кармана. Выявляемые нарушения на заправках в основном касаются физико-химических свойств – массовой доли серы и температуры вспышки топлива в закрытом тигле. Такие бензин и дизтопливо сокращают ресурс двигателя, кроме того, они опасны для окружающей среды. Поэтому Росстандарт предлагает внести поправки в техрегламент по топливу, которые обяжут не только НПЗ, но и нефтебазы проводить испытания в аккредитованной лаборатории с внесением информации об этом в паспорт качества. Это должно минимизировать спрос нефтебаз на паленое топливо.
Поправки в техрегламент по топливу были одобрены профильной подкомиссией по техническому регулированию, которую возглавляет глава Минпромторга Денис Мантуров. Чтобы они вступили в силу, их должно одобрить правительство, затем потребуется согласование с другими странами Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией.
На потребительских ценах новое регулирование не должно отразиться, следует из расчетов Росстандарта. Стоимость лабораторного исследования пробы из 700-тонного резервуара составляет около 20 тыс. руб., что в пересчете на 1 л бензина составит около 3 коп.
В России более 2000 нефтебаз. Разумеется, кого-то из них необходимость подтверждать качество реализуемого топлива не остановит: на рынке оценки соответствия по-прежнему можно купить все необходимые бумаги. Но теперь появляется риск попасться и заплатить крупный штраф, а у владельцев сетей АЗС возникает стимул более ответственно подходить к выбору поставщиков.
Сейчас второй круг межведомственного согласования проходят поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливающие оборотные штрафы для всех участников цепочки оборота моторного топлива за несоответствие физико-химических характеристик. При повторном нарушении последует административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Поправки об этом были представлены еще весной и предполагали штрафы от 10% до 15% с оборота. Законопроект получил тогда отрицательное заключение Минэкономразвития, которое посчитало ужесточение административной ответственности неэффективным, а проектируемые штрафы чрезмерными – в зависимости от оборота АЗС они могли бы составить до 200 млн. руб., что сопоставимо с годовой чистой прибылью компании, владеющей сетью из 10 АЗС.
Теперь размеры штрафа решено снизить до 1% от годовой выручки предприятия. Но штраф не должен быть меньше 500 тыс. руб. Сейчас применяемый размер штрафов варьируется от 100 тыс. до 1 млн. руб. (Rcc/Химия Украины и мира)