Следующие несколько лет будут непростыми для производителей СПГ, утверждает The Boston Consulting Group. Согласно прогнозу BCG, мощности существенно вырастут, при этом спрос, несмотря на относительно быстрые темпы роста, все же будет отставать от предложения. Такая динамика окажет существенное дополнительное давление на уже достаточно низкие спотовые цены на СПГ и, соответственно, на выручку и прибыль производителей СПГ.
Глобальный объем предложения СПГ с 2001 г. по 2011 г. рос на 9% в год, затем оставался в целом неизменным на уровне 320-325 млрд. куб. м/год. В настоящее время в мире строятся 13 новых заводов по производству СПГ с общей мощностью до 185 млрд. куб. м/год (этот объем эквивалентен 57% глобального объема производства в 2014 г. и практически соответствует общему объему СПГ, произведенному за последние 13 лет).
BCG разработала несколько вариантов сценария соответствия предложения и спроса СПГ до 2018 г. и 2025 г. Восемь из девяти вариантов сценария до 2018 г. предполагают значительное превышение предложения над спросом. Согласно базовому сценарию, превышение составляет 61 млрд. куб. м/год, или приблизительно на 10 млрд. куб. м/год больше, чем общий спрос на СПГ в Европе в 2015 г. Этот объем превышает ожидаемый в 2018 г. спрос на 15%. Однако, согласно прогнозу BCG, к 2025 г. равновесие спроса и предложения опять восстановится.
Согласно базовому сценарию BCG, спрос на СПГ, который формируется в основном Китаем, Индией и странами Юго-Восточной Азии, с 2015 г. по 2025 г. будет расти на 5-6% в год. Однако ряд факторов – таких как энергетическое законодательство, экономический рост, а также конкуренция со стороны альтернативных видов топлива или источников поставок газа – может повлиять на более высокий или более низкий уровень спроса.
Спрос на СПГ за 2002-2011 гг. вырос со 150 до 327 млрд. куб. м/год при темпах роста 9% в год. С тех пор спрос оставался в основном неизменным и был сосредоточен главным образом в Азии. На азиатский регион между 2002 г. и 2014 г. приходились 80% роста спроса. На данный момент 50% спроса формируют Япония, Тайвань и Южная Корея.
Чтобы преодолеть сложности текущего периода и добиться успеха в долгосрочной перспективе, производители должны существенно сократить затраты на реализацию новых проектов, связанных с производством СПГ. “Россия пришла на рынок производства и экспорта СПГ относительно поздно, сейчас российские нефтегазовые компании сталкиваются с очень серьезной конкуренцией со стороны ведущих мировых игроков, – комментирует Кирилл Туишев, партнер и управляющий директор московского офиса The Boston Consulting Group. – Поэтому вопрос сокращения издержек стоит перед российскими производителями СПГ особенно остро. Традиционно реализация СПГ-проектов обходится в России в среднем на 30% дороже, чем в США и Европе. Это связано с определенными факторами: техническими регламентами, особенностями логистических компонентов, использованием оборудования длительного цикла и так далее. Также зачастую отсутствует опыт проектного управления. Для российских компаний сейчас не существует единого фактора масштабной экономии”.
Существует ряд действий, которые производители могут предпринять, чтобы добиться снижения затрат: разработка модульных либо стандартизированных подходов при строительстве заводов; стимулирование конкуренции между поставщиками; пересмотр технологической стратегии компании; стимулирование сотрудничества между операторами; внедрение оптимизированных подходов в рамках всего процесса строительства завода; упрощение подхода на этапе планирования; поддержка развития и стандартизации технологий производства СПГ. “Для того, чтобы успешно конкурировать с зарубежными производителями СПГ на этом непростом рынке, российским нефтегазовым компаниям стоит подумать не просто о минимизации затрат, но и рассмотреть новые источники получения конкурентного преимущества, – продолжает Кирилл Туишев. – Это могут быть, например, инновации в области IT, ведь сейчас Россия импортирует многие необходимые для СПГ-проектов технологии. Еще один путь – использование кросс-индустриального подхода: нужно выходить за пределы нефтегазовой отрасли и активно использовать опыт смежных отраслей, например, атомной энергетики на различных этапах проектов, в том числе в пуско-наладке. В этом случае у российских нефтегазовых компаний есть возможность реализовывать проекты более эффективно, чем сейчас, и, таким образом, успешно расширять присутствие на мировом рынке СПГ”. (Нефть России/Химия Украины и мира)