В январе цены на бензин в Москве преодолели психологически важную отметку в 40 руб./л. Пробок меньше не стало. И не станет: даже если рост цен на топливо в 2017 г. обгонит инфляцию, то ненамного.
Рубеж 40 руб./л АИ-95 в Москве взяли пока только АЗС «ЛУКойл». Президент компании Вагит Алекперов в декабре 2016 г. предрек существенный рост цен на топливо, за что и получил от ФАС предупреждение о “неуместном прогнозе”, который может привести к “дисбалансу спроса и предложения” в стране.
Другие крупные сети АЗС в Москве держались в конце января в коридоре 36,80-39,39 руб./л АИ-95, но, очевидно, это ненадолго. За месяц средняя цена на него, по данным Московской топливной ассоциации (МТА), выросла на 42 коп., в среднем до 38,93 руб./л (+1,1% к декабрю 2016 г.). А самый востребованный сорт АИ-92/93 в столице подорожал на 31 коп., в среднем до 35,88 руб./л (+0,9% к декабрю 2016 г.).
Московские цены – не показатель. По данным Thomson Reuters Kortes, максимальная розничная стоимость бензина марки АИ-92/93 в январе 2017 г. составила 48,65 руб./л (Якутия), а минимальная – 33,34 руб. – была в Красноярском крае. Самый большой рост цен на АИ-92/93 за минувший месяц составил 3,69% (Калининградская обл.), минимальный – удешевление на 0,95% – был отмечен в Иркутской области.
Средняя розничная цена АИ-92/93 в России в январе составила 35,61 руб./л (+0,8% к сентябрю 2016 г.). На бирже при немедленной поставке бензин этой же марки за прошедшие три месяца дорожал быстрее – на 5,9% до 40-41 тыс. руб./т, так что повышение цен на заправках продолжится.
Меняются цены, министры, но кое-что остается стабильным. Факторы, влияющие на внутрироссийские цены на топливо, те же, что и в прошлые годы, отмечают эксперты Kortes. Это ориентация нефтепереработчиков на экспорт, повышение акцизов и экспортных пошлин, сезонные факторы, усиление госрегулирования рынка и регулярные ремонты и остановки НПЗ.
В массовом сознании стоимость топлива увязана с ценой на нефть. По этой логике бензин в России должен был бы подорожать на 40%, ведь за 2016 г. нефть марки Brent, к которой привязан российский Urals, подорожала с $33 до $55/барр. Но средние розничные цены на бензин, по данным Kortes, выросли за 2016 г. всего на 4,4%. Дело в том, как пояснял ранее начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин, что доля нефти в цене бензина в России невысока. На 60% она складывается из налогов (акцизы, НДС, НДПИ, налог на прибыль, социальные взносы и т. п.). В мире доля налогов в цене на заправке бывает и выше. Фундаментальная причина роста цен – повышение налогов на топливо. С 2014 г. акцизы, по данным Kortes, выросли на бензин на 57%, на дизтопливо – на 43%. В деньгах только за 2016 г. это дало плюс 1,5 руб. к литру дизтоплива, 3,5 руб. к литру бензина. С января 2017 г. акцизы выросли еще на 6,5% для АИ-95, на 36,4% для АИ-92 и 36% для дизтоплива. Нефтяники жалуются, что теряют маржу, автозаправки на грани рентабельности. Цены на оптовом рынке растут, этот рост еще не сказался полностью на рознице. “В стоимость бензина заложены НДПИ, НДС, акцизы, которые выросли и еще пока не отыграли на розничных ценах, – говорит Михаил Турукалов, гендиректор независимого агентства “Аналитика товарных рынков”. – Более того, у нас даже оптовый рынок пока не отыграл всю совокупность роста цен”.
На рост работает и то, что внутренние цены должны быть паритетными с экспортными. Но на экспорт бензин Московского НПЗ, например, идет по 44 тыс. руб./т, отмечает Турукалов, а в Центральной России АИ-95 продается по 41,3 тыс. руб./т. Заводы, очевидно, будут повышать оптовые цены хотя бы до 44 тыс. руб./т, затем цены придется повышать и рознице. “Сейчас экспорт бензина выгоднее поставок на внутренний рынок в среднем на 3 тыс. руб. с тонны”, – подсчитал Турукалов.
Кроме того, нефтяники обязаны продавать на бирже не менее 10% произведенного за месяц бензина, но выполняют это правило неохотно и не все: в январе ФАС вынесла предупреждение “Роснефти”, не продавшей своей десятины с некоторых заводов. Впрочем, ситуация неоднозначная, говорит Турукалов: “У нас нефтяные компании продают на бирже значительно больше, чем 10%. Где-то в два раза, если мы говорим об объемах в целом по компании, а не о конкретных заводах”.
На повышение цен играют сезонные факторы. Особенно это важно для дизтоплива, оно дорожает с сентября по март каждого года. Просто потому, что зимнее топливо дороже летнего.
Но есть и ситуативные факторы. Рынок ждет, что рост цен может усилиться с началом полномасштабного ремонта на Московском НПЗ “Газпром нефти”. “Длительный ремонт Московского НПЗ, который ожидается в начале февраля, несомненно, будет оказывать влияние на рынок Центрального федерального округа, – отмечает Kortes. – Однако не стоит опасаться сильного дефицита, так как, с одной стороны, ремонт МНПЗ приходится на сезонное сокращение спроса на бензин на внутреннем рынке, с другой – перераспределение потоков, запасы компании, а также регулирование позволят его не допустить”.
Следующая волна ремонтов ожидается в начале марта, когда начнется ремонт на НПЗ в Ярославле (“Ярославнефтеоргсинтез”). В апреле на ремонт уйдут такие гиганты, как Рязанская НПК и “ТАНЕКО”. Но к тому времени ожидается выход Московского НПЗ, что позволит избежать дефицита на рынке центрального региона.
Несмотря на заметное подорожание, цены на топливо в России растут медленнее, чем обесцениваются деньги. По сравнению с январем 2016 г. средние розничные цены на бензин, как указывалось выше, выросли на 4,4%, что на 1 п. п. ниже уровня официальной инфляции (5,4%). Эта тенденция не меняется последние пять лет. Накопленная товарная инфляция за 2014-2016 гг. составила 32% (то есть товар, стоивший 1 тыс. руб., подорожал до 1,32 тыс.). А розничные цены на бензин с января 2014 г. выросли лишь на 21%, отмечает Kortes, АИ-92/93, например, с 29,44 до 35,61 руб./л. То есть подорожание бензина в рознице за два года отстало от инфляции наполовину.
При этом почти половину прироста цен на топливо занимают акцизы и НДС. Без них бензин подорожал бы с 20,14 руб./л в январе 2014 г. до 22,63 руб. в январе 2017 г., или на 12,4%. Дизельное топливо в рознице за два года подорожало в среднем еще меньше, на 12% – с 33,27 до 37,24 руб./л. А очищенная от НДС и акцизов стоимость и того меньше – на 6,9%.
Правительство, конечно, хотело бы сохранить традицию отставания темпов роста цен на топливо от инфляции. Но сделать это будет сложно. “То, что у нас цены на топливо дорожали медленнее инфляции, работало в иной экономической ситуации”, – считает Турукалов. В 2017 г. прогноз Минэкономразвития по инфляции еще ниже – 4%, а Алекперов прогнозировал, что топливо в России в 2017 г. подорожает на 8-12%, то есть в два-три раза больше инфляции. Что, конечно, приняли в правительстве в штыки.
“Исходя из динамики цен на внешнем рынке и ситуации на внутреннем рынке, потенциала для резкого роста цен на бензин я не вижу, – говорит Турукалов. – Да, 12% – это откровенно много, но подорожание выше ожидаемой потребительской инфляции вполне возможно”. (Rcc/Химия Украины и мира)