Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против практики внеконкурсного отбора поставщиков топлива для федеральных министерств и ведомств. В ФАС предлагают изменить процедуру закупок таким образом, чтобы крупные структуры закупали горючее у разных поставщиков, устраивая торги и добиваясь минимальных цен.
О предложениях ведомства рассказал начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. Сейчас все закупки топлива МЧС, МВД, ФСБ, Следственным комитетом и другими ведомствами производятся у крупных нефтяных компаний. Например, в 2016 г. бензин для МВД поставляла только “Роснефть”, эта же компания обеспечивает МЧС (с июля 2014 г.) и СК (с апреля 2015 г.). Эти контракты заключаются на внеконкурсной основе – поставщик утверждается распоряжением правительства.
«ФАС регулярно согласовывает такие распоряжения правительства, так как есть поручение президента по этому поводу. Однако в своих согласованиях мы каждый раз отмечаем, что не обязательно выбирать только одного поставщика. Мы предлагаем скорректировать эту процедуру, так как есть другие варианты: выбирать поставщика на основании конкурса либо путем приобретения товара на бирже, то есть в разных регионах от разных компаний. Топливный рынок обладает высокой конкуренций, а это означает выгоду для покупателя топлива – возможность получить более низкую цену», – заявил Махонин. По словам чиновника, биржевая торговля нефтепродуктами в России достаточно хорошо развита, обеспечена клирингом и сделки по поставкам исполняются.
Первым ведомством, которое прислушалось к рекомендациям ФАС, стало МВД. Распоряжение правительства по определению единого поставщика топлива для этого министерства закончило действие в конце 2016 г. На 2017 г. МВД решило выбрать контрагента на тендере, объявив конкурс в декабре. Настоящего аукциона не получилось: заявку на участие подал только “ЛУКойл” в лице своей дочерней компании “ЛУКойл-Резервнефтепродукт”, в связи с чем тендер был признан несостоявшимся. Однако два источника, знакомых с результатами аукциона, сообщили, что “ЛУКойл” все равно будет поставщиком бензина и дизельного топлива для МВД. В “ЛУКойле” отказались от комментариев. Не ответили на запрос и в МВД.
“То, что МВД объявило тендер, – это уже позитивный момент. Шаг в плане развития конкуренции это ведомство сделало”, – резюмирует Махонин.
Тендеры на поставку топлива силовым ведомствам отличаются от тендеров других госструктур, рассказал вице-президент Российского топливного союза (РТС), объединяющего розничных трейдеров нефтепродуктами, Ринат Фаттахов. “С 1 января 2017 г. все денежные операции по контрактам с МВД, МЧС и ФСБ должны проходить по спецсчетам. А это означает, что деньги ведомств со спецсчетов будут разблокированы для поставщиков топлива только после полного исполнения обязательств”, – говорит эксперт. Специальный счет отличается от обычного тем, что привязан к конкретному контракту и открыт в том банке, в котором открыт счет у заказчика. Контрагент может снять деньги с этого счета только тогда, когда предоставит в банк документы о том, что выполнил обязательства по контракту. По мнению Фаттахова, частные компании не смогут работать в таких условиях. Более того, возможность поставлять топливо по всей стране есть далеко не у всех компаний.
«Если с учетом пожеланий ФАС и других регуляторов рынка закупки топлива ведомствами начнут проходить по тендерам, то это будет настоящая конкуренция. Потому что даже среди госкомпаний кроме “Роснефти” существует еще “Газпромнефть”. Но стоит отметить, что немногие компании обладают заправками по всей территории России. Например, “Сургутнефтегаз”, “Татнефть” и ННК представлены не во всех регионах», – подчеркнул ведущий аналитик “Алгоритм топливный интегратор” Виктор Костюков.
В “Роснефти”, ФСБ и МЧС на запросы о возможных изменениях порядка выбора поставщика топлива не ответили. (Rcc/Химия Украины и мира)