Благодаря модернизации НПЗ в Рoссии “устойчивый профицит мощностей по произвoдству бензинов и дизтоплива класса 5, сообщил начальник управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махoнин. “В связи с этим российскому рынку стало проще проходить летний сезон высокого спроса на нефтепродукты. Раньше было неоткуда взять дополнительные объемы”, – отметил он.
С острой проблемой нехватки бензина Россия столкнулась в апреле 2011 г. Дефицит бензина наблюдался сразу в нескольких регионах, в том числе в Алтайском крае, Воронежской, Новосибирской, Белгородской областях и других. Одна из причин кризиса – компании не успели модернизировать НПЗ, в то время как с 1 января 2011 г. к обороту было запрещено топливо Евро-2. Позже это требование отменили, а со всеми нефтяниками подписали четырехсторонние соглашения о модернизации заводов. Продажу топлива второго класса в России отменили в 2013 г. С января 2015 г. запретили продажу топлива третьего класса. С 1 января 2016 г. Россия перешла на обращение дизтоплива пятого класса, а с 1 июля – бензина пятого класса. Четырехсторонние соглашения компании исполняют, говорит Махонин.
“Профицит мощностей НПЗ позитивен для потребителей нефтепродуктов. До 2016 г. заводы не могли полностью обеспечить спрос в период ремонтов и в летний сезон высокого спроса, в результате цены были очень высокие”, – говорит гендиректор агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов. Теперь, если вырастет спрос, заводы могут увеличить выпуск топлив. Тем не менее, компании будут в любом случае оценивать, что выгоднее – экспорт нефти, экспорт нефтепродуктов или продажа на внутреннем рынке, отмечает эксперт.
Поэтому основная задача ФАС – следить, чтобы компании удовлетворяли существующий спрос. В целом, считает Махонин, ситуация на российском рынке нефтепродуктов стабильна. Причин того, что цены на топливо выше, чем год назад, несколько. Основная – налоговый маневр, из-за которого в конце 2016 – начале 2017 г. не произошло традиционного сезонного снижения цен на бензины. Розничные цены на нефтепродукты должны расти в пределах или ниже инфляции, считает Махонин.
В условиях неустоявшейся таможенно-тарифной и акцизной политики прогноз цен внутреннего рынка сделать сложно. Если реформа по отказу от экспортных пошлин продолжится, цены на моторное топливо в России будут расти. (angi.ru/Химия Украины и мира)