Закон Татьяны Черновол может заблокировать реформу госкомпаний. Первая жертва – НАК “Нафтогаз Украины”.
Глава наблюдательного совета НАК “Нафтогаз Украины” Юлия Ковалив 14 апреля заявила об уходе с должности. До конца апреля ее примеру могут последовать трое независимых членов набсовета – Пол Ворвик, Чарльз Проктор и Маркус Ричардс. Если парламент срочно не внесет изменений в антикоррупционное законодательство, под угрозой окажется вся реформа корпоративного управления на государственных предприятиях. Следствием этого процесса станет возврат политического контроля за НАКом и другими госкомпаниями со стороны первых лиц государства.
Предупредительный выстрел. В начале апреля четверо из пяти членов наблюдательного совета “Нафтогаза” публично объявили о намерении покинуть свои должности. Формальная причина – невыполнение плана действий по реформе корпоративного управления компании. Реальная – политическое вмешательство в принятие решений и новации в антикоррупционном законодательстве.
6 апреля нефтегазовый холдинг опубликовал на своем сайте совместное обращение членов набсовета НАКа Юлии Ковалив (представляет государство), Пола Ворвика, Чарльза Проктора и Маркуса Ричардса (независимые директора) к вице-премьеру Владимиру Кистиону. В документе они фактически обвинили власти в саботировании работы по обеспечению независимости “Нафтогаза” – главной цели корпоративной реформы. Обращение появилось после их заявлений об отставке с должности. На встрече с членами набсовета вице-премьер попросил их пересмотреть свое решение. Ковалив он не убедил. Чтобы передумали иностранцы, Верховная Рада до 30 апреля – дня проведения собрания акционеров госкомпании – должна внести изменения в антикоррупционное законодательство, которое касается публикации электронных деклараций чиновников. Реальных шансов на это нет. В рабочем плане парламента следующие две недели посвящены работе в комиссиях и встречам с избирателями.
Отставка будет означать не только срыв реформы корпоративного управления, но и потенциальный дефолт по обязательствам “Нафтогаза” перед кредиторами.
Что стоит за скандалом вокруг “Нафтогаза” и какую роль в нем сыграли соратники Петра Порошенко и Арсения Яценюка?
Дойная корова. “Нафтогаз” все время своего существования был главной кормушкой для политиков и бизнесменов. На государственном газовом бизнесе сделали состояния целые плеяды нынешней и бывшей правящей элиты: от Игоря Бакая до Сергея Курченко.
За 9 месяцев 2016 г. “Нафтогаз” получил чистую прибыль в 25,5 млрд. грн. Потерять влияние на такой поток денежных средств сложно для любого украинского политика и бизнесмена. За сохранение “Нафтогаза” в статусе дойной коровы борются как представители президентской группы, так и соратники Арсения Яценюка.
В 2015 г. по настоянию западных кредиторов правительство утвердило реформу корпоративного управления “Нафтогаза”. Ее цель – увести крупнейшую государственную компанию от влияния политиков.
Ключевой пункт реформы – привлечение в “Нафтогаз” независимых директоров. 25 марта 2016 г. кандидатуры трех членов наблюдательного совета – Ричардса, Проктора и Уорвика – утвердил Номинационный комитет. Еще двое членов набсовета – Ковалив и экс-министр энергетики Владимир Демчишин – представляют государство.
После завершения реформы к набсовету должны перейти функции по утверждению финансовых планов, кадровые решения, утверждение годовых результатов, контроль над расходами, сбытовой политикой и всеми закупками. Ожидалось, что реформа завершится нынешней весной. Идеальная работа такой конструкции должна нивелировать политическую и коррупционную составляющую в управлении компанией.
Скандал с увольнением главы “Укртрансгаза” (100% акций принадлежит НАКу) Игоря Прокопива показал, что независимость “Нафтогаза” плохо уживается с политической реальностью. Это следует из обращения членов НС к вице-премьеру Костиону. “У нас вызывает обеспокоенность реакция на решение наблюдательного совета об увольнении предыдущего руководителя “Укртрансгаза”, – говорится в документе. – И мы приветствовали бы ваше подтверждение того, что это дело будет рассматриваться исключительно на основе фактов и не будет политизировано”. Сам Прокопив не скрывает, что является представителем Народного фронта.
Удар по набсовету “Нафтогаза” и всей реформе корпоративного управления власти нанесли 23 марта. С подачи депутата от НФ Татьяны Черновол Верховная Рада внесла изменения в закон о предотвращении коррупции. В поле зрения СМИ оказалось лишь требование декларировать доходы для членов общественных организаций, которые борются с коррупцией. Не факт, что они были главной целью авторов законопроекта.
Правки Черновол обязывают подавать электронные декларации не только гражданских антикоррупционных активистов, но и членов наблюдательных советов всех государственных компаний. Спустя четыре дня закон подписал президент Петр Порошенко.
В чем проблема? Новации содержат несколько пунктов, которые категорически неприемлемы для иностранного менеджмента НАКа, рассказал собеседник, близкий к руководству “Нафтогаза”. Ричардсу, Проктору и Уорвику нужно передать свои корпоративные права в управление компании, лицензированной в Украине, задекларировать все иностранные счета, раскрыть информацию о доходах в других компаниях за рубежом (а это конфиденциальные сведения), говорят собеседники.
Такие законодательные инициативы фактически делают невозможным приход в наблюдательный совет независимых директоров. Это касается всех государственных компаний, в первую очередь НАК “Нафтогаз Украины”. “Совершив несколько попыток, мы убедились, что выполнение всех необходимых действий для иностранцев невозможно, а невыполнение таких действий может потенциально привести к уголовному преследованию против нас”, – говорится в обращении.
Кроме требования к декларациям и передачи активов члены набсовета указали на необходимость решения кризиса сбора платежей, вызванного рядом законодательных актов и действий, входящих в сферу ответственности правительства.
“Нам нужно убедиться в наличии существенного прогресса по всем упомянутым в этом письме вопросам до момента проведения годового общего собрания акционеров “Нафтогаза”, которое должно состояться до 30 апреля 2017 г., – говорится в документе. – При отсутствии существенного прогресса в решении упомянутых вопросов дальнейшее продолжение выполнения нами функций членов наблюдательного совета будет для нас невозможным и неприемлемым”.
Последствия для “Нафтогаза Украины”. Фактически отставка членов набсовета означает срыв реформы корпоративного управления НАКа, что влечет финансовые последствия для компании и Украины в целом.
В октябре 2015 г. НАК подписала договор о кредитной линии с ЕБРР на $300 млн., а в самом конце 2016 г. – со Всемирным банком на $500 млн. “Корпоративная реформа НАКа стала суверенной гарантией по кредиту, – говорит информированный собеседник. – Кредиты в долларах и евро важны потому, что НАК не скупает валюту и не качает рынок”.
Срыв реформы может привести к потенциальному дефолту “Нафтогаза” по этим займам, подтверждает еще один источник
В ЕБРР уже дали понять, что срыв реформы НАКа неминуемо отразится на отношениях с Украиной. “Если это произойдет, это не только серьезно навредит “Нафтогазу”, но и разрушит уверенность международного сообщества в обязательствах правительства по реформированию и реструктуризации НАКа”, – говорится в письме президента ЕБРР Сумы Чакрабарти президенту Украины Петру Порошенко и премьер-министру Владимиру Гройсману.
Кому выгодно. Под обращением членов набсовета НАКа к Костиону не поставил подпись экс-министр энергетики Владимир Демчишин, представляющий интересы администрации президента. Еще до перехода скандала с набсоветом в публичную плоскость за увеличение политического контроля над “Нафтогазом” высказался еще один представитель главы государства, влиятельный депутат от БПП Игорь Кононенко.
“Есть проблема в “Нафтогазе”, который у нас превратился в суперкомпанию, у которой на 1 января лежало на счетах 30 млрд. грн. За таким монополистом должен быть политический контроль со стороны парламента, со стороны профильного комитета Рады, – рассказал он 5 апреля. – Вот я лично хочу знать, куда эти 30 млрд. “Нафтогаз” собирается потратить. Если он их просто собирается закопать в землю, меня это не устраивает”. Кононенко является членом комитета по ТЭК. Возглавляет комитет еще один депутат от БПП – Александр Домбровский. (biz.liga.net/Химия Украины и мира)