Индия добилась значительно снижения цен на сжиженный природный газ (LNG) от американского энергетического гиганта ExxonMobil по уже подписанному 20-летнему контракта на поставку ресурса. Отраслевые эксперты назвали это “плохим знаком для глобальных производителей”.
Долгосрочные контракты редко пересматриваются на рынке LNG. Результаты переговоров Индии и ExxonMomil демонстрируют, как поставки сжиженного природного газа с новых заводов в Австралии и США изменили рынок за последние два года, говорят эксперты. “Эта тенденция в целом является негативной для продавцов, поскольку для сохранения доли на своих рынках они будут вынуждены проявлять большую гибкость по отношению к требованиям покупателей”, – сказал Сауль Кавон, аналитик Wood Mackenzie по энергетическим рынкам.
Индия вела агрессивную политику в поиске дешевых сделок, а также в пересмотре контракта с Катаром в 2015 г. Однако настоящие проблемы ожидают производителей LNG в том случае, если основные покупатели ресурса в Японии, Южной Корее и Китае последуют этому примеру.
Индийский министр нефти Индии Дхармендра Прадхан заявил 9 сентября, что страна добилась пересмотра условий контракта, согласованного в 2009 г., на ежегодную поставку примерно 1,5 млн. т LPG из доли ExxonMobil в проекте Gorgon LNG в Австралии. Сейчас эту долю покупает индийская Petronet LNG Limited – одна из самых быстрорастущих мировых энергетических компаний. Индийские потребители скоро получат СПГ по “дружелюбной цене”, добавил министр. Экспорт LNG с проекта Gorgon начался в 2016 г.
Из-за пересмотра условий контракта с Индией ExxonMobil потеряет 15% выручки от продажи своих активов Petronet, полагает аналитик RBC Бен Уилсон. Если бы американская компания не согласилась пересмотреть контракт, Petronet мог бы отказаться от сделки, в результате чего мэйджор был бы вынужден перепродать законтрактованные Индией объемы сжиженного газа на слабом спотовом рынке. В результате ExxonMobill понес бы еще большие убытки.
“Они выбрали меньшее двух зол”, – сказал Уилсон, добавив, что это стало тревожным сигналом для других производителей LNG, таких как Woodside Petroleum из Австралии. ExxonMobil ситуацию не комментирует.
Аналитики подчеркивают: то, что Индия смогла заставить ExxonMobil пересмотреть условия долговременного контракта, стало последним доказательством, что сегодня покупатели имеют преимущество на рынке, где спотовые цены на СПГ значительно ниже контрактных цен на нефть, которые были подписаны во время нефтяного бума.
“В течение следующих двух лет риск пересмотра цен резко вырастет, поскольку цены на СПГ останутся депрессивными даже если цены на нефть будут расти”, – сказал аналитик Wood Mackenzie Сол Кавоник.
Индия делает ставку на LNG в качестве топлива для грузовиков и автобусов. “Использование СПГ в качестве транспортного топлива находится в списке приоритетов правительства…”, – рассказал Дхармендра Прадхан.
Европа ускоряет строительство LNG-заправок, которые станут частью транспортной сети TEN-T, по которой передвигаются грузовики, использующие в качестве топлива LNG, а также компримированный природный газ (CNG). (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)