Несмотря на стабильную прибыль от продаж автомобильного топлива в 2016-2017 гг., европейские компании намерены пересмотреть стратегии развития своих НПЗ. По мнению директора по производству “Словнафты” Петера Шрамека, рост спроса на углеводороды в скором времени остановится.
“Мы расцениваем текущий рост спроса на углеводородное сырье как временный фактор, который не сохранится в более долгосрочной перспективе, так как состояние рынка определяется растущим потреблением электроэнергии (каршеринг, электромобили и т.д.), а также изменениями в культуре потребления и государственными усилиями по ограничению потребления углеводородного топлива в повседневной жизни. Исходя из этого, в долгосрочной перспективе мы определенно будем отходить от углеводородного топлива, и мы уже готовы к этому”, – отмечает П. Шрамек.
К примеру, сама “Словнафта”, владеющая крупным НПЗ в Братиславе (индекс Нельсона=11,5) работает над проектами новых химических производств. Компания, специализирующаяся на нефтяном бизнесе, видит перспективы в развитии цепочки следующих переделов, смежных бизнесов. “Мы намерены оптимизировать капитализацию нашей 10-миллионной клиентской базы и сети из 2 тыс. сервисных станций, отвечая или даже формируя будущий спрос на определенные продукты. Наша цель – выйти за границы нашей линейки предложения топливных и нетопливных продуктов и стать региональными лидерами в производстве альтернативных источников энергии и транспортном обслуживании (каршеринг, электромобили, интегрированные системы городского транспорта и т. д.)”, – заявляет П. Шрамек.
По его словам, также перед компанией стоит задача снизить производство моторного топлива с 75 до 50% от общего объема за счет выпуска нефтехимического сырья и высокомаржинальных продуктов (авиатопливо, ароматические нефтепродукты, LPG и т. д.). “Для реализации этой цели в масштабе всей группы мы планируем инвестировать порядка 5 млрд. евро, чтобы обеспечить эту трансформацию”, – заключает он.
Согласно стратегии MOL Group (управляет “Словнафтой”) до 2030 г., дальнейшая диверсификации и инвестиции в нефтехимический сектор являются приоритетами компании. В частности, MOL Group сейчас работает над проектом строительства завода по производству полиолов.
Другая европейская нефтяная компания – Eni – трансформировала обычный НПЗ в Венеции в завод для производства биотоплива. Компания планирует инвестировать более 420 млн. евро в производство 1 млн. т биотоплива до 2020 г.
Эксперты рынка задаются вопросом, пойдут ли по пути европейских коллег российские нефтяные компании, владеющие заводами в ЕС, – «ЛУКойл», “Газпром нефть”, “Зарубежнефть”. (rupec.ru/Химия Украины и мира)