Борьба министерства с контрафактным дизтопливом с помощью расширения понятия средних дистиллятов, подпадающих под акциз, может стать проблемой для независимых нефтеперерабатывающих заводов. Обложение дистиллятов акцизом заставит предприятия сельского хозяйства, горной промышленности и энергетики переплачивать за топливо и приведет к росту цен, считает глава “Ассонефти” Елена Корзун.
Поправки стали очередным этапом борьбы Минфина с этими нефтепродуктами под различными названиями (дистилляты газового конденсата, судовое маловязкое топливо, печное топливо, керосино-газойлевая фракция и т. д.). Они формально не подпадают под технические характеристики дизтоплива и поэтому не облагаются акцизом, но фактически используются как дешевый аналог дизеля. В 2013 г. Минфин расширял определение средних дистиллятов, убрав из него любые названия. Теперь нефтепродукт признается средним дистиллятом, если 90% его состава перегоняется при температуре от 215 до 360 градусов. Но производители нашли лазейку в законе, заявляя в техпаспортах, что только 89% их продукта перегоняется при таких температурах. Теперь Минфин хочет провести в закон максимально широкую формулировку – жидкое агрегатное состояние при температуре 20 градусов и плотности не более 0,93 кг на литр. Поскольку под это определение подпадают самые различные вещества, сформулирован и перечень “исключений”. В их числе нефтепродукты с содержанием ароматических углеводородов не менее 30%. Министерство надеется тем самым решить проблему “серого” рынка объемом 4 млн. тонн, обложение которого акцизами может принести бюджету 30-35 млрд. руб.
Корзун написала письмо в государственно-правовое управление президента РФ и в комитет по бюджету и налогам Госдумы с предложением изменить формулировки подготовленных Минфином поправок к Налоговому кодексу. С аналогичным письмом обратился к главе Минэнерго Александру Новаку зампред комитета ТПП РФ по энергостратегии и развитию ТЭК Геннадий Шмаль.
Она считает, что потребителями средних дистиллятов являются не столько автомобилисты, сколько горная промышленность, сельское хозяйство и котельные. Им нет смысла покупать дизтопливо “Евро-5”, тогда как логика Минфина вынуждает их к этому и приведет к росту цен. “Принятие закона приведет к невозможности реализации продукции и остановке небольших НПЗ, к потере рабочих мест в отдаленных регионах страны и лишит существенных налоговых отчислений в бюджеты всех уровней в преддверии выборов 2018 г.”, – отмечает глава “Ассонефти”.
Рынок сбыта потеряют независимые малые и средние нефтегазодобывающие компании, которые поставляют на переработку до 85% добываемой ими нефти, при этом 40% идет на независимые НПЗ.
Елена Корзун предлагает оставить действующую норму Налогового кодекса без изменений. Шмаль же предлагает сделать исключение в обложении акцизами для нефтепродуктов, которые идут на нужды сельского хозяйства.
В плюсе останутся крупные нефтяные компании, поскольку их продукция в основном подпадает под исключения, считают эксперты. Источник считает это нерыночной конкуренцией с использованием административного ресурса.
“На больших НПЗ есть фракции, которые, согласно предлагаемым Минфином поправкам, подпадут под исключения, но в них будет низкое цетановое число за счет большого содержания ароматики. Поэтому они не смогут применяться в автомобильных двигателях и быть конкурентом дизтопливу”, – говорит Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков”. По его мнению, это приведет к уходу с серого рынка (его он оценивает в 10 млн. т) большей части товара, что “очень полезно с экологической точки зрения”. (nangs.org/Химия Украины и мира)