Глобальный рынок перевозки сжиженного природного газа (СПГ/LNG) переживает бум. В январе-феврале этого года заказчикам были поставлены 13 танкеров, предназначенных для перевозки СПГ, и заказаны еще 10 аналогичных судов.
На этом фоне появляются абсолютно новые проекты, призванные улучшить логистику и дистрибуцию LNG и осуществлять доставку груза конечным потребителям в ранее недоступные для океанских танкеров места.
Британская ICE Marine Design of U.K. объявила о разработке танкера, который способен перевозить до 20 тыс. куб. м сжиженного природного газа. Проект получил рабочее название Milk Run. Главной особенностью проектируемого судна является транспортировка груза в двух полуавтономных частично недогруженных охлаждаемых емкостях, в каждой из которых расположен 2-лопастный винт, перемешивающий LNG. Такая система позволяет использовать для работы силового агрегата отходящие из емкостей газы и контролировать выброс серы в атмосферу в соответствии с экологическими нормами, принятыми в конкретном порту (в открытом океане используется судовое ДТ, в портах и прибережных водах двигатели работают на “избыточном” СПГ). Судно имеет необычно малую осадку и высокую маневренность, что позволяет ему доставлять LNG к терминалам, которые до сих пор не обслуживались океанскими перевозчиками сжиженного газа. Иными словами, отпадает необходимость в перевалке груза с океанских на каботажные танкеры, что снижает логистические затраты и риск возникновения внештатных ситуаций.
Проект компании ICE развивает идеи, предложенные другими кораблестроительными фирмами. Так, в прошлом году Lloyd’s Register одобрил проект безбалластного концептуального судна емкостью 30 тыс. куб. м от GTT и Dalian Shipbuilding Industry. Эксперты Lloyd’s Register подчеркнули, что оценки, основанные на первоначальном проекте, получившем рабочее название B-FREE, показали, что подобный танкер будет иметь уменьшенный расход топлива и обеспечит меньшие потери СПГ при транспортировке.
Также в прошлом году Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) и DNV GL представили конструкцию LNG-танкера на основе самых современных технологий, которые, как они говорят, учитывают тенденции рынка и более строгие требования к выбросам. Концепция post-Panamax сочетает более высокую грузоподъемность с формой корпуса и двигательной системой, ориентированной на более низкие и более энергоэффективные скорости транспортировки. Форма и двигательная система корпуса были оптимизированы для трех рабочих скоростей, принятых для суден на стандартном транстихоокеанском маршруте: 19,5, 16 и 12 узлов.
В последние годы быстро растет востребованность LNG в качестве альтернативы трубопроводному природному газу. Крупнейшими потребителями ресурса являются Япония (32% мирового спроса), Китай и Южная Корея (по 14%).
Кроме того, LNG все чаще используется в качестве транспортного топлива. Так, в январе испанская ж/д компания Renfe совместно с энергетическими фирмами Gas Natural Fenosa и Enagas приступили к испытаниям первого в Европе пригородного поезда с силовой установкой, работающей на сжиженном природном газе.
К 2020-м годам крупнейшим экспортером LNG могут стать Соединенные Штаты. В настоящее время основными поставщиками СПГ на мировой рынок являются Катар, Австралия и Россия. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)