Отрасль гипохлоритов в России развивается неравномерно. Рынок гипохлорита кальция в текущем году претерпел значительные изменения – был пущен один из заявленных ранее проектов на новочебоксарском “Химпроме”. На рынке гипохлорита натрия все стабильно, но и к этому сегменту есть ряд вопросов.
12 сентября в Москве прошла II международная конференция “Гипохлориты 2018”, организованная компанией CREON Chemicals. “Наконец появились изменения на российском рынке гипохлорита кальция – отечественное производство освоено, запустился новый проект. Однако какова вероятность пуска остальных планируемых проектов, произойдет ли в итоге полное импортозамещение китайского продукта – большой вопрос. Несмотря на то, что рынок гипохлорита натрия стабилен – какова его дальнейшая перспектива? Сыграет ли на руку производителям новый ГОСТ либо станет очередным испытанием для отрасли?” – открыла конференцию генеральный директор CREON Chemicals Ольга Журавлева.
С обзорным докладом, посвященным тенденциям и особенностям рынка гипохлоритов в России, выступила руководитель департамента аналитики группы CREON Лола Огрель. Главный потребитель гипохлорита кальция – золотодобывающая отрасль. За восемь лет объем добычи коренного золота в России вырос в 1,5 раза, пропорционально добыче золота росло и потребление гипохлорита кальция. Ежегодно золотодобывающими предприятиями России потребляется свыше 20 тыс. т гипохлорита. “Если говорить о среднесрочной перспективе потребления гипохлорита кальция, то с учетом ввода к 2025 г. как минимум 14 планируемых месторождений и вывода из эксплуатации нескольких отработанных месторождений спрос на гипохлорит кальция может превысить 35 тыс. т”, – добавила аналитик. В настоящее время в России нет производства гипохлорита кальция, поэтому спрос удовлетворяется за счет импорта. С 2010 г. по 2017 г. в Россию было ввезено порядка 187 тыс. т гипохлорита кальция с различным содержанием активного хлора общей стоимостью $168 млн. Потребители чутко реагируют на ценовую ситуацию и в случае резкого повышения цен включают “режим экономии”. Так, в 2015 г. из-за падения курса рубля стоимость гипохлорита кальция выросла на 65% в рублевом эквиваленте, объемы импорта упали на 31%. В 2017 г. отмечен максимальный объем импорта – почти 30 тыс. т, по словам выступающей, этот рубеж в ближайшие годы преодолен не будет (если нормально будет функционировать недавно пущенное производство на новочебоксарском “Химпроме”). Основной поставщик продукта в Россию, как и ранее, – Китай, чья продукция обладает высоким качеством (содержание активного хлора 65%) вкупе с низкой ценой. На долю реагента с содержанием активного хлора 65% и выше приходится от 65% до 80% поставок, при этом его стоимость гораздо выше, чем у 45%-ного гипохлорита кальция. Цена первого продукта в течение четырех лет находится в диапазоне $853- 891/т, второго – в среднем на $250 ниже. В этом году ситуация может измениться, китайские поставщики будут потеснены отечественными, т. к. будут пущены новые производства. Но, как считает эксперт, окончательно китайские поставщики с российского рынка не уйдут.
Говоря о гипохлорите натрия, выступающая отметила, что в прошедшем году выпуск товарного российского продукта сократился на 16%, но при этом растет производство в местах потребления. Из-за невозможности долго хранить и далеко перевозить высокоактивный гипохлорит натрия внешнеторговые операции с этим продуктом крайне малы и практически не оказывают влияния на внутренний рынок. Доля экспорта в производстве составляет от 1,5% до 5,5%. В последние два года поставки зарубежным потребителям составили всего 2,5 тыс. т. Доля импортной продукции в потреблении – от 3,5% до 7,5%. Наибольший объем импорта был зафиксирован в 2014 г. – почти 13 тыс. т, чуть меньше – 12,2 тыс. т – в 2017 г. Основным регионом поставок импортного гипохлорита выступающая назвала Ленинградскую область, а крупнейшей страной-поставщиком – Финляндию. Практически весь объем импорта в последние годы приходится на продукт с 15%-ным содержанием гипохлорита натрия в растворе, а существенной сферой его потребления является дезинфекция. Что касается гипохлорита натрия, производимого на месте потребления, выступающая выделила две большие группы потребителей: ЦБК и водоканалы, а основными преимуществами данного метода назвала независимость от поставщиков, производство по мере необходимости и, конечно, более низкую стоимость.
Крупнейшие производители в сегменте ЦБК – предприятия группы “ИЛИМ”. Следующий по объемам производимого реагента – Архангельский ЦБК. Городские и региональные водоканалы, а также другие промышленные объекты для производства низкоконцентрированного реагента используют электролиз раствора поваренной соли, закупая для этого специальное оборудование. И сейчас российские производители оборудования для электролиза активно конкурируют с зарубежными. “Если не считать 2016 г., когда на рынок активно выходил новый производитель высокоактивного гипохлорита натрия, производство и спрос на товарный продукт сокращается. А производство и потребление гипохлорита натрия на месте использования растет год от года и будет расти. В целом на месте потребления гипохлорита натрия производится больше, чем товарного продукта”, – подытожила Огрель.
Исполнительный директор ассоциации “РусХлор” Борис Ягуд сообщил, что объем применения гипохлорита натрия для промышленного применения в США и России составляет 1700 тыс. т/год и 87 тыс. т/год соответственно. Говоря о бытовом применении в двух странах, эксперт отметил, что объемы распределились следующим образом: 2500 тыс. т/год приходится на США и лишь 32 тыс. т/год потребляет Россия. Объем потребления хлора для дезинфекции воды в в России составляет 60 тыс. т/год, в США – 600 тыс. т. В некоторых регионах Америки наблюдается тенденция перехода с гипохлорита натрия на хлор, но в России, по утверждению Ягуда, вероятность такого перехода нулевая. Эксперт объяснил это тем, что отечественные водоканалы ориентируются на практику использования гипохлоритов на ведущих московском и санкт-петербургском водоканалах, кроме того, жесткие федеральные требования к безопасности ограничивают применение хлора на объектах по водоподготовке.
Руководитель группы внедрения новочебоксарского “Химпрома” Денис Кизяев рассказал, что в планах их компании занять 60% российского рынка гипохлоритов кальция к 2019 г. В данный момент “Химпром” осуществляет пуско-наладочные работы оборудования. Пуск самого производства состоится в четвертом квартале текущего года, а выход на производственную мощность, по словам Кизяева, в первом квартале 2019 г.
“Иркутская нефтяная компания” разработала технологические схемы производства нескольких товарных продуктов, об этом сообщил руководитель проекта “Рассолы” Евгений Чертовских. ИНК планирует производить нейтральный гипохлорит кальция с содержанием активного хлора до 60% (30 тыс. т/год); бромиды натрия и кальция (производство около 30 тыс. т/год); магнезиальный цемент, оксид магния и бишофит (10 тыс. т/год); соляная кислота (по потребности); хлориты натрия, кальция, калия, магния (возможно производство свыше 1 млн. т/год); хлорид стронция (более 30 тыс. т/год) и каустическую соду (до 60 тыс. т/год).
Генеральный директор “Химпрома” (Кемерово) Артем Чернышев также прокомментировал текущую ситуацию: “Сегодня у нас есть проект, проведена его экспертиза, приобретено оборудование и начата стройка. Сейчас идет строительство основного здания и монтаж оборудования, 95% которого уже в наличии. Делаем все на основе китайских технологий, начиная от монтажа и до пуско-наладочных работ. Пустить производство гипохлорита кальция планируем в середине следующего года с примерной загрузкой 5 тыс. т”.
На вопрос модератора конференции о готовности покупать отечественный гипохлорит старший специалист по закупкам “Руссдрагмет” Олег Безрук ответил, что они готовы и покупать, и даже заключать долгосрочные контракты (от трех до пяти лет). “Качество в приоритете, пока Китай нас устраивает, но мы также ждем и российских производителей по качеству гипохлорита, которое бы не уступало гипохлориту крупных производителей КНР. Также ожидаем и изменения в таре у российских поставщиков, т. к. на данный момент производители КНР могут отгружать в РФ только в пластиковых и железных бочках весом 45 кг”.
Заместитель коммерческого директора компании “ПАВЛИК” Андрей Якушев присоединился к диалогу и сообщил, что сейчас они также покупают гипохлорит кальция в Китае, но очень ждут пуска “Химпрома”. “Качество китайской продукции устраивает, но не устраивают сроки – стали сдвигаться, да и цена растет. Потребляем около 5 тыс. т/год, но с введением “ПАВЛИК-2″ будем потреблять около 10 тыс. т”.
Начальник ОТК “Новомосковский хлор” Наталья Лонина затронула тему нормативной документации, сообщив, что существующие до 2018 г. документы не предусматривали определение в гипохлорите натрия многих примесей и не позволяли получать продукцию с концентрацией активного хлора ниже 190 г/куб. дм. “Мы очень надеялись, что при разработке нового ГОСТа на гипохлорит натрия результаты сделанных нами исследований по определению факторов, влияющих на показатели качества растворов гипохлорита натрия, будут учтены. Однако 2 февраля 2018 г. был введен в действие ГОСТ Р 57568. Его подготовка проходила без согласования с основными производителями гипохлорита натрия. Более того, производителей даже не проинформировали о том, что документ был введен в действие, о его существовании мы узнали от покупателей, которые на тендерах хотели приобрести гипохлорит, произведенный по новому ГОСТу взамен существующего ГОСТ 11086. К слову, в вводной части ГОСТ Р 57568 имеется “волшебная фраза” о том, что введение стандарта позволит гарантировать безопасность использования водного раствора гипохлорита натрия в питьевом водоснабжении, именно поэтому покупателям захотелось приобрести такой продукт”, – сетовала Лонина. Согласно области применения, указанной в обсуждаемом выше документе, стандарт распространяется на водный раствор гипохлорита натрия, получаемый методом электролиза раствора хлорида натрия в мембранном электролизере. Лонина сообщила, что гипохлорит натрия концентрации н/м 170 г/куб. дм не может быть получен электрохимическим методом – такой продукт получают химическим способом хлорирования растворов едкого натра. Электрохимическое получение гипохлорита натрия осуществляется в электролизерах без диафрагмы или мембраны, при этом концентрация не превышает 15 г/куб. дм. Таким образом, по словам выступающей, данный ГОСТ не может быть применен к растворам гипохлорита натрия, производимым в РФ. Лонина отметила и положительную сторону нового ГОСТа – показатель активного хлора в продукте. Норма н/м 170 г/куб. дм взамен н/м 190 г/куб. дм (ГОСТ 11086-76), по мнению выступающей, изменена абсолютно правильно, такая концентрация является наиболее оптимальной с точки зрения стабильности продукта – основной технической характеристики гипохлорита натрия.
Заключительный доклад на конференции представил заведующий сектором обеззараживания природных и сточных вод “НИИ КВОВ” Гарий Медриш, рассказав про сравнительную характеристику обеззараживания воды с помощью газообразного хлора и гипохлорита натрия. Наибольшее распространение, несоизмеримое по масштабам с другими методами, получило хлорирование с использованием, в основном, жидкого хлора. Главные причины широкого практического применения данного метода – высокая надежность бактерицидного действия, возможность простого оперативного контроля процесса и эффекта обеззараживания путем химического определения остаточного хлора в воде, а также получение дезинфицирующего реагента в готовом виде. Применение газообразного хлора в системах водоподготовки имеет более чем 100-летнюю историю. За это время во всем мире накоплен значительный опыт безопасного обращения с ним. По мнению выступающего, использование газообразного хлора является наиболее экономичным и технологичным способом обработки воды. В то же время хорошо известно, что хлор является высокотоксичным веществом второго класса опасности. Это требует соблюдения строгих мер техники безопасности при его хранении и потреблении. Альтернативой данного способа Медриш назвал технологии с использованием гипохлорита натрия: сохраняя все общеизвестные достоинства применения газообразного хлора как обеззараживающего реагента, гипохлорит лишен недостатков, связанных с соблюдением строгих правил техники безопасности при его использовании. В практике обеззараживания воды применяют два вида гипохлорита – химический и электролитический. Химический гипохлорит производят на предприятиях химической промышленности концентрацией 120-190 г/л по активному хлору и доставляют на место применения. Технология обеззараживания воды электролитическим гипохлоритом натрия – более трудоемкий процесс. Требуется и доставка поваренной соли на объект применения, и организация ее хранения/растворения/дозирования, и накопления готового продукта в баках-хранилищах. Однако у этого способа, по словам эксперта, есть и неоспоримое достоинство – возможность производства реагента в нужных количествах непосредственно на месте потребления, отсутствие зависимости потребителей от предприятий-производителей обеззараживающих продуктов. В заключение выступающий отметил, что важным критерием в оценке целесообразности применения того или иного способа хлорирования воды является региональное расположение объекта внедрения, выбор поставщика хлорреагента и другие факторы. Выбору наиболее рационального способа обеззараживания в каждом конкретном случае должно предшествовать ТЭО и сравнение возможных вариантов осуществления процесса.
В рамках круглого стола был задан вопрос потребителям и производителям товарного гипохлорита натрия, есть ли у них проблемы с закупкой или с качеством выпускающей продукции? В ходе дискуссии выяснилось, что некоторые предприятия сталкиваются с проблемой по качеству гипохлорита, но до сих пор непонятно, по какой причине появилась проблема с качеством уже готового продукта.
Со стороны производителей ответил коммерческий директор “Скоропусковского синтеза” Павел Селезнев: “Считаю, что на самом деле проблем у сегмента нет. Возможно, где-то когда-то локально возникали проблемные поставки, шанс один на тысячу, потому что рынок большой и производителей в нашем округе достаточно. Сильных проблем ни с наработкой, ни с качеством нет. Снижение по производству гипохлорита, конечно, есть, но связано это в первую очередь с появлением нового игрока на рынке”.
К обсуждению присоединился генеральный директор “ВТЕ Юго-Восток” Антон Григорьев, поддержав мнение Селезнева о том, что проблем по производству гипохлорита нет. “Качество сырья постоянно контролируется, как и качество конечной продукции. У нас современная лаборатория, ни для кого не секрет, что мы – поставщик Мосводоканала и за свое качество отвечаем, т. к. понимаем меру ответственности – наша продукция в каждом кране”.
Начальник отдела продаж специальной химии и нерудных материалов “Башхим” Вазиф Баширов отметил, что их компания придерживается ГОСТа при производстве гипохлорита натрия, обеспечивая Свердловскую область, Башкортостан и близлежащие регионы. (Rcc/Химия Украины и мира)