В Госдуме готовятся ко второму чтению законопроекта об обязательной перерегистрации цен на жизненно важные препараты. Поправки ко второму чтению принимаются до 14 февраля 2019 г., а 6 февраля подкомитет по вопросам обращения лекарственных средств, развития фармацевтической и медицинской промышленности Госдумы обсудил возможные поправки с экспертным сообществом.
Есть вопрос. На заседании подкомитета выступили представители исполнительных органов власти, а также представители профессиональных ассоциаций и объединений. По мнению чиновников, законопроект каких-либо серьезных доработок не требует. Эксперты с этим не согласились и озвучили свои предложения. В частности, все общественные фармацевтические и предпринимательские организации волнует вопрос периодичности пересмотра цен. Документ предлагает перерегистрировать цену каждый раз, когда произойдет снижение в какой-либо из референтных стран.
Исполнительный директор ассоциации “Инфарма” Вадим Кукава отметил, что при существующей формулировке фармпроизводителям придется заниматься постоянным мониторингом цен и при малейшем изменении рапортовать в ФАС и Минздрав. С другой стороны, эксперты уверены, что такая система будет сложной и для регуляторов в плане ее администрирования.
Главный эксперт ТПП РФ Лариса Макарова вновь подняла тему недорогих лекарств и напомнила, что уже не раз предлагалось сделать заявительным порядок регистрации цен для этих препаратов. Председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей ЕАЭС Дмитрий Чагин предположил, что можно простимулировать локализацию лекарств в России путем снятия обязательств с компании снижать цены при уменьшении стоимости препарата в референтных странах.
Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев в целом призвал еще раз все хорошо обдумать: “В безудержной погоне за снижением цен надо быть осторожными. Есть пример, когда Минздрав не смог закупить орфанные препараты из-за очень низкой начальной цены. В результате пациенты остались без лекарств. Не надо стремиться стать страной с самыми дешевыми лекарствами, но при этом остаться без этих лекарств”.
Есть ответ. Все эти предложения прокомментировал начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. “По результатам нашей работы в области анализа цен в России и референтных странах на сегодняшний момент мы обнаружили, что на 1500 лекарственных средств были завышенные цены, иногда в 10 раз. Этот анализ первоначально носил срочный характер, мы смотрели на наиболее дорогие препараты, а также на лекарства с большим объемом госзакупок. В итоге остался значительный объем препаратов, цена которых не была проанализирована”, – напомнил он причину появления законопроекта.
Он также отметил, что при разработке документа правительство постаралось учесть все риски. В частности, при перерегистрации может возникнуть большая бюрократическая волокита. Поэтому правительство решило, что подавать документы на перерегистрацию не надо. “Вся информация для установления цены на референтный препарат и на воспроизведенные лекарства у нас с Минздравом есть”, – успокоил собравшихся Нижегородцев.
В связи с опасениями по поводу постоянного мониторинга стоимости лекарств и снижения цен несколько раз за год он поделился опытом ФАС: “Мы постоянно анализируем цены в разных странах и ни разу не встречали такое, чтобы компания несколько раз в год снижала цены. В проекте четко прописано, в каком случае необходимо будет снизить цены, речи о колебаниях валютного курса не идет. Так что риска коллапса нет. Может произойти ситуация, что компания снизит цену в январе, а мы еще до конца декабря будем платить более высокую цену”.
Представитель ФАС обратил внимание, что правительство не может пойти на уступки для локализованных препаратов, так как проверка ведомства показала, что зачастую локализованные лекарства также продавались по завышенным ценам. “Мы не должны добиваться локализации за счет граждан, если компания хочет локализоваться, то мы готовы обеспечить устойчивость налогового и правового режимов, но цены не должны носить дискриминационный характер”, – пояснил Тимофей Нижегородцев.
Чиновник напомнил, что для дешевых лекарств уже есть преференции – повышение на уровень двойной инфляции. С заявительным порядком регистрации цены государство никак не может согласиться, так как наиболее востребованные у населения препараты могут вырасти в цене.
Все для всех. Несмотря на то, что Минздрав в целом согласен с законопроектом, директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медизделий Елена Максимкина отметила, что надо еще раз посмотреть на необходимость снижения цен по всей цепочке от референтного препарата до воспроизведенных лекарств и биоаналогов. Часть лекарств из-за этого могут уйти с рынка.
Кроме того, при работе по обновлению перечня ЖНВЛП в ведомство не раз обращались фармпроизводители, готовые снизить цену для госзакупок, но при этом не фиксировать эту стоимость в публичном перечне. Елена Максимкина предположила, что такое решение могло бы иметь место, по крайней мере для инновационных препаратов.
На Гайдаровском форуме, прошедшем в начале января текущего года, генеральный директор компании Sanofi в странах Евразийского региона Оксана Монж тоже говорила об этом: “Фармкомпании могут увеличить доступность лекарств, но нам нужны инструменты. Иногда складывается ситуация, когда мы готовы опустить цены даже ниже, по сравнению с минимальной стоимостью в референтных странах, но нам важно избежать эрозии снижения цены на глобальных рынках. Мы разработали предложения, и консультативный совет по иностранным инвестициям представил их в Думу. Речь идет о том, что можно зафиксировать цену в ЖНВЛП, но в то же время при сохранении конфиденциальности делать стоимость еще более низкой”.
Однако Тимофей Нижегородцев отметил, что ФАС против того, чтобы цены снижались только для госзакупок. Идеология перечня ЖНВЛП включает весь рынок, лекарства из перечня покупает не только государство, но и население.
По настроению депутатов Госдумы, присутствующих на заседании подкомитета, осталось не ясным: действительно ли они хотят внести кардинальные поправки в законопроект, или это заседание необходимо было для соблюдения процедуры. У представителей фармотрасли иллюзий нет. Они уверены: максимальная возможная уступка – это ежегодный пересмотр цен, а не как заложено сейчас: по принципу “как только – так сразу”.
Стоит также отметить, что фармпроизводители еще в 2018 г. в процессе обсуждения новых принципов ценообразования говорили о желаемых ответных шагах со стороны государства, например о введении всеобщего лекарственного обеспечения. Но судя по тому, что у правительства есть желание снизить цены на все лекарства ЖНВЛП для всех, чтобы облегчить участь населения, государство в обозримом будущем вряд ли шагнет в сторону всеобщего лекарственного обеспечения. (pharmvestnik.ru/Химия Украины и мира)