Итогам 2018 г. и перспективам развития фармрынка был посвящен первый в нынешнем году круглый стол Российской ассоциации фармацевтического маркетинга.
Прошедший год модератор заседания, независимый эксперт фармрынка Марина Велданова охарактеризовала “сложным и интересным”. “Многочисленные ожидания игроков рынка были связаны с президентской кампанией и первыми решениями президента, изменениями в руководстве различных органов, альтернативностью или безальтернативностью различных регуляторных инициатив”, – напомнила она, задав тон последующей дискуссии.
“Мы говорим о продолжении кризиса в экономике и фармотрасли как ее части”, – заявил генеральный директор IQVIA Николай Демидов. Он перечислил негативные тенденции фармацевтического рынка, имевшие место в минувшем году: “Это сокращение спроса на препараты безрецептурного сегмента; кризис доверия между фармой и аптечными сетями; маячившие впереди, но осуществляющиеся уже сейчас онлайн-продажи лекарств как угроза для аптечных сетей и возможность для фармы; обновленное регулирование цен на ЖНВЛП; постоянное изменение подходов и регулирования в отношении госзакупок”. Все эти тенденции перетекли в нынешний год.
По мнению генерального директора DSM Group Сергея Шуляка, процессы, происходящие в российской экономике за последние три года, “не дают никаких шансов на то, чтобы мы могли даже думать об улучшении ситуации”. В подтверждение своего тезиса он отметил, что в 2018 г. некоторые крупные компании с высокой долей зарубежного капитала покинули отечественный рынок или заявили о таких намерениях, “посчитав, что российский розничный рынок для них бесперспективен”. Еще одна тревожная тенденция – снижение доли государственного сектора лекарственных препаратов. “Если внедрение программы дополнительного лекарственного обеспечения взрывным образом изменило долю государственного сегмента лекарственных препаратов на рынке, то доля госсектора ЛП постепенно снижается и на текущий момент уменьшилась до 30%”, – сообщил он.
По прогнозу DSM Group, объем фармрынка в 2019 г. может достичь 4% роста.
Несмотря на общие пессимистичные прогнозы, генеральный директор AlphaRM Анна Ермолаева выделила два оптимистичных повода для прогноза на 2019 г. Во-первых, это дополнительные 10 млрд. руб. в программе ВЗН на дополнительные нозологии. По ним уже идут торги и начались первые поставки. Во-вторых – 50 млрд. (может, будет и больше), которые заложены на программу по борьбе с онкологическими заболеваниями. С учетом этих факторов прогноз аналитической компании по итогам года – от 3% до 8% роста. “При этом мы планируем, что розница вырастет примерно на 4%, а сильного роста аптечных точек уже не будет”, – подчеркнула Ермолаева.
Управляющий директор Ipsos Healthcare Олег Фельдман отметил, что “несетевая розница стала просыпаться, стараясь овладеть всеми трендовыми механизмами, которые естественным образом появляются в сетевых аптеках. Комплексное предложение, первоочередная рекомендация, товары спецпредложения, товар дня – по этим опциям большая динамика уже приходится на несетевые аптеки”. Рассуждая о будущем фармрынка, аналитик прогнозирует, что “ничего плохого не будет, но и поводов для оптимизма тоже нет”. (pharmvestnik.ru/Химия Украины и мира)