В Польше или Турции “газовая” бочка (газгольдер) у отеля или загородного коттеджа – привычное явление с начала 90-х годов прошлого столетия. В Украине такая картина в диковинку до сих пор. Между тем расчеты показывают, что сегодня в промышленности топить сжиженным газом уже выгоднее не только по сравнению с электричеством, но и с газом природным.
В свое время сжиженный газ позволил украинцам хорошо сэкономить на транспортных расходах. Сегодня есть все возможности развить аналогичный успех в отрасли отопления, однако для этого нужно напрячься государственным ведомствам.
Согласно данным агентства OPIS, в 2018 г. в Европе наибольшая доля потребленного сжиженного углеводородного газа (СУГ, пропан-бутан, LPG) пришлась на автогаз. Но еще два года назад лидировал коммунально-бытовой сектор. Речь о приготовлении пищи и отоплении жилья. По словам главного редактора OPIS по СУГ в Европе Карен Танг, упал этот показатель в основном за счет кухонного газа в баллонах, тогда как в отопительной сфере большинства стран пропан-бутан остается одним из самых популярных энергоносителей. Часто сжиженный газ незаменим в гористых местностях и других регионах, куда не дотянулись газопроводы. Например, в Польше большинство поставщиков предлагают потребителю цену киловатта энергии и затем выбирают источник ее получения в зависимости от стоимости разных энергоносителей – сжиженный или природный газ, электричество, пеллеты и т. д. В газифицированных регионах соперничать с метаном трудно, однако там, где доступа к трубе нет, пропан-бутан зачастую побеждает.
С цифрами не поспоришь: пропан-бутан дешевле электроэнергии на 26%. В Украине пропан-бутан ассоциируется в основном с автомобильным топливом. Водители быстро смекнули, что газ приносит значительную экономию даже на небольшом пробеге. В итоге сегодня 35% продаж средней АЗС – это пропан-бутан.
В борьбе за потребителя в сфере отопления пропан-бутан традиционно соперничает с природным газом, электричеством и твердым топливом типа дров и различных пеллет.
Оценить объемы неавтомобильного применения сжиженного газа в нашей стране можно лишь очень приблизительно. В любом случае речь идет о количествах, которыми можно пренебречь в силу их незначительности. Есть этому и объективные причины – повышенная газификация, которой завидуют многие страны.
В промышленности главная сфера применения СУГ – аграрная, а именно зерносушилки. Также сжиженным газом топят на некоторых участках сталелитейных заводов и используют на дорожных работах – в производстве асфальта.
Многие годы экономика была не в пользу пропан-бутана. Но стабильный рост тарифов на природный газ и электричество изменили диспозицию. Особенно ярко это проявилось текущей зимой, когда из-за переизбытка ресурса и снижения мировых цен пропан-бутан рекордно подешевел. К примеру, по Киевской области трейдеры готовы продавать пропан-бутан с доставкой по 15000 грн./т, что эквивалентно 8,4 грн./л.
Расчеты показывают, что для промышленных потребителей “пропан-бутановый” киловатт на 10% дешевле “метановой” альтернативы. Самый ощутимый контраст при сравнении с электроэнергией: пропан-бутан дешевле на 26%. В то же время природный газ остается дешевле сжиженного, если речь идет о частных домохозяйствах, для которых установлен льготный тариф 8550 грн./1000 кубометров. Но планы Кабмина на этот счет известны, по мере роста тарифа паритет будет выравниваться. Более того, даже при подорожании LPG до 10 грн./л он станет несущественно дороже природного газа и сохранит значительное преимущество над электричеством. Но опять же, для бытовых тарифов вечер еще не настал.
На изменение экономики первым реагирует бизнес, – спрос со стороны промышленных потребителей, в первую очередь аграриев, уже активизировался. Но почему же нет массового перехода населения и промышленности на отопление пропаном?
Нет “котлеты” – нет разрешения. Препятствий для развития автономного отопления несколько, как правило, они дополняют друг друга. Действующие градостроительные нормы считают любое сооружение с топливной емкостью объемом более 0,5 кубометра объектом повышенной опасности. Это значит, что получать добро на начало строительства и ввод в эксплуатацию необходимо через Государственную архитектурно-строительную инспекцию (ГАСИ). Любой застройщик пытается обходить ее десятой дорогой.
“За разрешение на начало работ любого небольшого объекта – будь то заправка, газовый модуль или отопительный комплекс – нужно “занести” от $15 тыс. Еще столько же нужно будет отдать за разрешение на ввод в эксплуатацию”, – говорит представитель крупной сети АЗК в Украине. Он добавляет, что практически никакие разрешительные документы тут не выдаются в “белую”: прайс на всевозможные “разрешения” не висит разве что на сайте ведомства. А с прошлого года появилась еще одна “кормушка”. Теперь для того, чтобы вообще попасть на согласование в ГАСИ, нужно пройти экологическую экспертизу в Министерстве экологии. “Платежи в кассу копеечные, но заплатить их можно лишь через посредника, который попросит за услуги 300 тыс. грн.”, – рассказывает владелец небольшой компании, вынужденный неоднократно пройти этот коррупционный путь.
Легально решить невозможно, говорят пробовавшие энтузиасты: ГАСИ просто не согласовывает проект, ссылаясь на многочисленные нарушения. “У нас есть один объект, там зарубежный инвестор. Бюджета на взятки нет, принципиально вопрос даже не рассматривается. А тут так не работает: нет “заноса” – нет разрешения на ввод в эксплуатацию. Вот так уже несколько лет стоит построенный комплекс, ждет согласования”, – рассказывает автор замороженного объекта.
Итак, к $30 тыс., запрошенным ГАСИ, прибавляем $11 тыс. “экологических”, и экономика проекта перехода на отопление сжиженным газом сразу начинает хромать на обе ноги. Успех Польши пока недоступен у нас именно поэтому.
Специалисты отмечают, что даже если устранить коррупционные барьеры, прорыва в автономном отоплении не произойдет. Из-за безнадежно устаревшего законодательства вписать современную систему в нормы крайне проблематично. Это же касается и автозаправочных комплексов. Например, минимальное расстояние от газового резервуара до любого строения, в том числе забора, – 10 м. В итоге закопать бочку по правилам получится только на большом участке, где она будет расположена ближе к его центру.
“В сфере индивидуального отопления такие проекты единичны, да и те, что есть, – зачастую “серые”. На промышленных объектах легче вписаться в нормы”, – говорит представитель компании, специализирующейся на системах отопления сжиженным газом.
Проектирование котельных многоквартирных домов на LPG или конверсия существующих – в Украине сегодня вообще из разряда фантастики, хотя в Европе уже давно стала нормальной практикой. В той же Польше расстояние от резервуара (газгольдера) до стены дома – 3 м. Разумные нормы и современные технологии позволяют полякам потреблять для отопления более 300 тыс. т сжиженного газа. В Украине разговоры об изменении строительных норм длятся уже более 12 лет, но прогресса нет.
Буржуйка против цивилизации. После начала войны в 2014 г. многие пророчили LPG взлет в бытовом секторе, однако этого так и не произошло. Как не “взлетели” и системы твердотопливных котлов. Над современными технологиями верх взяли дрова. Отсутствие экологических норм, а также стихийная вырубка леса сделали свое дело. Население обзавелось буржуйками и активно их использует. На европейском горнолыжном курорте вы никогда не увидите столбы густого едкого дыма, а в Буковеле они валят из каждого киоска.
“Как только в 2014 г. прошло первое повышение цен на природный газ, в лесах очень громко зазвучали бензопилы. Все, что можно было выпилить, выпилили, валежник – собрали”, – говорит сотрудник газовой компании из Днепра.
Стоит отметить и слабую осведомленность населения. Частные домохозяйства, как правило, в бегстве от природного газа переходят на электрический или твердотопливный котел и прекращают поиск альтернативы. В странах с развитым коммунально-бытовым потреблением LPG продвигают производители оборудования и профильные ассоциации. В этом деле задействованы все каналы: интернет, ТВ, наружная реклама в транспорте, радио. Экономных европейцев заставлять не приходится.
Еще одно преимущество европейской модели – налоги: в ЕС коммунальный газ не облагается акцизом, для тех широт это очень важный экономический фактор. Обнуление акцизов в Украине хоть и имело бы меньший эффект, чем в странах ЕС, но однозначно позитивно сказалось бы на экономике отопления пропаном. Но уже подмечено, что всякая льгота у нас оборачивается массовыми злоупотреблениями, так что ждать освобождения пропан-бутана от акциза вряд ли стоит. (Артем Куюн, аналитик “Консалтинговой группы А-95”, zn.ua/enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)