Уровни производства технических пестицидов в Китае по-прежнему не соответствуют уровням прошлого года, а сырьевые заводы в Ляньюньгане, крупном химическом и нефтеперерабатывающем центре в восточной провинции Цзянсу, остаются закрытыми, что влияет на выпуск некоторых активных веществ.
По словам доктора Уэйна Тана, менеджера по маркетингу в CAC Group, в 2018 г. в одной только провинции Цзянсу было ликвидировано более 2000 химических компаний. Второй раунд так называемых экологических инспекций в Китае начался в октябре 2018 г. и охватил 10 провинций. Первый раунд, который проходил с января по июль, обернулся серьезными последствиями: 7375 китайских компаний были наказаны штрафами в 710 млн. юаней, по словам Тана.
“Некоторые из них являются ведущими поставщиками для многонациональных компаний ЕС и напрямую влияют на ценообразование в ЕС во многих областях, – говорит Оливер Иган, независимый консультант, который помогает химическим компаниям во многих областях, включая получение лицензий для работы на рынке сельского хозяйства в Евросоюзе. – Проблема в том, что не все местные китайские власти одинаково быстро справляются с документооборотом, касающимся агрохимии, поэтому сейчас ведутся разговоры на тему “Ищите поставщика рядом с Пекином, поскольку там больше шансов получить пакет документов на поставку”.
Чтобы оценить ситуацию, достаточно взглянуть на драматические линии цен и экспорта из Китая. Согласно данным CAC Group, с января по октябрь 2018 г. объемы экспорта 2,4-D из Китая упали на 40% по сравнению с 2017 г., а цена выросла вдвое. Объемы экспорта азоксистробина за тот же период сократились на 10%, а цена подскочила на 50%. В то время, как экспорт глифосата сохранился на уровне, цены подскочили на 23% по сравнению с 2017 г.
“Цены подскочили запредельно. Хлороталонил, вырос с чуть более $4/кг в 2015 г. до $8,50/кг на данный момент”, – рассказывает Иган.
“Цель, которую правительство хочет достичь от переселения (в химические парки и от реки Янцзы), состоит в том, чтобы обновить всю химическую промышленность, чтобы она была более здоровой и устойчивой, – говорит Тан. – Те производители, которые действительно уверены в своей компетентности и имеют финансы, обязательно будут инвестировать в переезд. Но компании со слабыми позициями могут просто закрыть свои объекты”.
Иган говорит, что компании с “сильной наукой” уверены, что они могут заплатить на место на новом рынке, потому что они затем компенсируют затраты с помощью патентованных молекул. “Небольшие компании исчезают. Консолидация кажется единственным выходом для выживания. Ландшафт пестицидного бизнеса, который мы видим сейчас, будет выглядеть совсем иначе в ближайшие пару лет”, – говорит он.
В Соединенных Штатах последствия почти годичной торговой войны все еще ощущаются. Осенью компания Albaugh объявила, что у нее нет другого выбора, кроме как поднять цены вследствие торговой войны, а вскоре последовало аналогичное заявление от Willowood USA. В СМИ попали сообщения о том, что некоторые компании принялись создавать стратегический запас китайских агрохимикатов до введения 25% пошлин на китайский импорт.
Поскольку сбои поставок китайских пестицидов будут продолжаться не менее трех лет, покупатели ищут альтернативные источники, но на данный момент, по словам Лью, основателя и управляющего директора компании Pacific Agriscience в Сингапуре, вариант только один. “Это Индия, – говорит он. – Однако в настоящее время Индии не хватает активов, чтобы заменить Китай в качестве реальной альтернативы для большинства дженериков. Однако ситуация предоставляет индийским производителям множество возможностей не только расширить свою химическую базу, но и обеспечить обратную интеграцию, решая проблему зависимости от Китая в отношении основных видов сырья. То, как быстро индийские производители смогут улучшить и расширить свои поставки дженериков, будет зависеть от технологий, инвестиций, конкурентной ситуации в Китае и их способности работать с некоторыми китайскими игроками”.
Воодушевленные поддержкой индийского правительства, выступающего за интересы бизнеса, большое количество местных компаний, наконец-то, приступило к освоению рынков за пределами страны, несмотря на то, что расходы на исследования и разработки могут резко возрасти. К сожалению, регистрация и продажа собственных фирменных продуктов на зарубежных рынках не является легкой задачей для индийских производителей.
“У индийских компаний нет иного выбора, кроме как делать стратегические приобретения в дистрибуторских сетях разных странах, в которые они хотят войти. Они могут получить контрольную долю или 20%, 30% или 40% акций, но без стратегических приобретений им будет очень трудно проникнуть на международные рынки, потому что рынки уже насыщены брэндами”, – сказал Лью на торговом саммите в Джакарте.
Первые положительные примеры внедрения инноваций в индийский пестицидный сектор уже есть. Под влиянием китайских ограничений на экспорт триазольного фунгицидного сырья по крайней мере одна индийская компания в настоящее время покупает 64%-ный гидразин из Китая – максимально допустимый в Китае – и очищает его до более эффективных 80%.
“Конечно, есть альтернативы из Европы и Японии, но стоимость их выше, – говорит Лью. – Индийские компании быстро продвигаются вперед, чтобы воспользоваться этой возможностью, которую представляют проблемы в Китае”.
Лью советует рассмотреть возможности вести бизнес с индийскими производителями: “Лучше сотрудничать, так как пестицидная индустрия Индии все равно будет развиваться независимо от того, будет ли сотрудничать с Индией Китай”. (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)