Руководители шести сетей АЗС просят вице-премьера Беларуси Игоря Ляшенко гармонизировать уровни оптовых и розничных цен на нефтепродукты с учетом “устойчивого развития заправок и соблюдения интересов государства”. Об этом говорится в письме операторов, направленном в правительство несколько недель назад.
Обращение подписали руководители компаний “ЛУКОЙЛ-Белоруссия”, “РН-Запад” (белорусский оператор АЗС НК “Славнефть” и “Роснефть), “Юнайтед Компани”, “Астотрейдинг” (А-100), “Газпромнефть-Белнефтепродукт” (“Газпром нефть”) и “Татбелнефтепродукт” (“Татнефть”). Озабоченность положением дел на топливном рынке страны выразили все крупнейшие операторы, за исключением подконтрольной государству “Белоруснефти”.
В минувшем году частные АЗС уже просили власти Беларуси принять “срочные меры” по нормализации финансово-экономических условий работы. 20 марта госконцерн “Белнефтехим” после увеличения ставок акцизов на автомобильное топливо повысил оптовые цены на светлые нефтепродукты. Как отмечают владельцы частных АЗС, отпускные цены были увеличены на 40 руб./т, что привело к снижению удельного дохода операторов с 137 до 97 руб./т.
На момент повышения реальная доходность продаж нефтепродуктов уже была отрицательной, от 10 до 20 руб. на каждой реализованной через АЗС тонне в зависимости от оператора. Убытки компенсировались доходом от продаж товаров и услуг нетопливной группы. После повышения закупочных цен экономика практически всех сетей АЗС гарантированно стала убыточной.
Руководители АЗС обращают внимание, что работа заправочных станций регламентирована рядом нормативных актов и контролируется госорганами. Это связано с пожаро-взрывоопасными свойствами нефтепродуктов, военизированной охраной нефтебаз, внешним видом АЗС и прилегающих территорий, требованиями к динамике зарплат сотрудников и так далее. Все это требует растущих затрат, отмечают компании.
Потеря почти трети наценки и риск банкротства вынудит участников рынка сокращать расходы. Это с высокой степенью вероятности приведет к деградации состояния АЗС и нефтебаз во всех отношениях. Расчет на то, что заправочные сети могут в полной мере возместить потерю доходности за счет продажи сопутствующих товаров, “является мифом”. Для АЗС этот бизнес не основной, а сопутствующий, они не могут конкурировать с обычными магазинами как в ассортиментно-ценовой политике, так и по уровню затрат.
Для белорусских АЗС дороже все – от налога на землю до оборудования и персонала, напоминают эксперты. Кроме того, за счет продаж на АЗС содержатся нефтебазы и склады хранения сжиженного газа.
Отрасль нефтепродуктообеспечения Беларуси может превратиться из налогового донора бюджета в потенциального банкрота и финансового аутсайдера, отметили авторы письма. Это может произойти из-за длительной работы в режиме экономии в 2017-2018 гг., особенно после последнего изъятия из сегмента около трети маржи из активно развивающегося сегмента ТЭК Беларуси.
В ответе “Белнефтехима” в адрес владельцев сетей АЗС говорится, что условия хозяйствования сбытовых сетей АЗС рассматриваются госорганами “комплексно, с учетом имеющихся условий функционирования, результатов деятельности всей нефтяной отрасли Беларуси”.
В концерне напомнили, что с 2019 г. в России реализуется очередной этап налогового маневра в нефтяной отрасли. Он предусматривает повышение в течение 6 лет цены российской нефти до мирового уровня с учетом соразмерного снижения ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Основным его отличием от предыдущего этапа “налогового маневра” является реализация Минфином РФ адресного компенсационного механизма для российских переработчиков. Это позволяет нивелировать увеличение стоимости нефти для российских нефтепереработчиков.
Для белорусской экономики очередной этап “налогового маневра” выражается в прямых потерях за счет увеличения стоимости нефти и снижения эффективности ее переработки. Эффектом станет и дополнительный рост цен на нефтепродукты для населения, уменьшение доходов бюджета от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Для компенсации потерь от удорожания цены нефти для российских НПЗ и поддержания необходимого уровня цен на внутреннем рынке российским налоговым законодательством с 2019 г. на внутреннем рынке РФ вводятся две меры поддержки. Первая из них – налоговый вычет по акцизам на нефтяное сырье (так называемый отрицательный акциз). Вторая – “плавающий” акциз на бензин и дизтопливо, реализуемые на внутреннем рынке. Он представляет собой половину разницы между экспортной ценой топлива и ценой на внутреннем рынке. Во многом это обусловлено недопущением роста цен на моторное топливо для населения РФ, поскольку по сути своей указанные меры направлены на административное сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России. В Беларуси такие источники регулирования отсутствуют.
Реализация налогового маневра значительно ухудшает условия работы для белорусских НПЗ и снижает уровень поступлений доходов в бюджет Беларуси. При мировой котировке $70/баррель нефти потери белорусской экономики в 2019 г. составят $380 млн., подсчитали в “Белнефтехиме”. Более того, российскими нефтяными компаниями по-прежнему не поддерживается предложение белорусской стороны о снижении размера премии в формуле цены на поставляемую трубопроводным транспортом в Беларусь российскую нефть сорта Urals, отметили в концерне.
В этой связи белорусский Минфин с 20 марта реализовал одну из мер компенсации выпадающих доходов бюджета. Он увеличил ставки акцизов на бензин и дизтопливо на 40 руб./т. Одновременно для недопущения ухудшения результатов финансово-хозяйственной деятельности НПЗ концерн “Белнефтехим” компенсационно повысил отпускные цены на моторные топлива на аналогичную сумму. Для минимизации давления на потребительский рынок розничные цены увеличены не были, отметили в госкомпании.
В “Белнефтехиме” также отметили, что в России с учетом волатильности нефтяного рынка и сдерживания цен на моторное топливо на внутреннем рынке в отдельные периоды 2018-2019 гг. маржинальность розничного сегмента отсутствовала. В сложившейся ситуации владельцам сети белорусских АЗС советуют “оптимизировать затраты, изыскать внутренние резервы для улучшения финансово-экономических результатов работы”.
Вместе с тем в “Белнефтехиме” не исключают, что “со временем ценовая политика может быть скорректирована” с учетом достигнутых договоренностей в нефтегазовой сфере. Рабочая группа по выработке предложений о дальнейшем развитии белорусско-российской интеграции “ведет обсуждение текущих вопросов экономического взаимодействия”. (nangs.org/Химия Украины и мира)