В первом квартале объем потребления минеральной изоляции в России составил 8 млрд. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,5%. При этом в рознице наблюдалось падение на 3-5%, которое эксперты связывают с сезонностью и снижением покупательной способности населения.
В первые месяцы 2019 г. сегмент теплоизоляционных материалов не только не сократился, но и продемонстрировал небольшой рост. По оценкам направления “Минеральная изоляция” “ТЕХНОНИКОЛЬ”, в денежном эквиваленте его объем составил 11 млрд. руб. Для сравнения: в прошлом году в первом квартале было продано минеральной изоляции на 10,7 млрд. руб., общий объем потребления был равен 46 млрд. руб.
Наибольший рост потребления минеральной ваты с начала 2019 г. наблюдался в Дальневосточном федеральном округе – на 7% по сравнению с 1 кварталом 2018 г. За ним следует Сибирский ФО с показателем прироста 6%. Третье место поделили Центральный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа – здесь объем потребления увеличился на 5%. 3% и 2% роста пришлись на Северо-Западный и Приволжский федеральные округа соответственно. Падение потребления было отмечено только в Уральском ФО – на 7%. В целом, рынок минераловатной изоляции за год вырос на 2,5%.
Позитивные тенденции у производителей теплоизоляционных материалов объясняются сохранением общих объемов строительства на уровне предыдущего года. Однако, как отметила Елена Кузнецова, директор по маркетингу направления “Минеральная изоляция” “ТЕХНОНИКОЛЬ”, “на основании показателей первого квартала рано делать выводы о ситуации в целом: это только начало сезона. Но мы надеемся, что объемы строительства как минимум останутся на прежнем уровне, и не исключаем, что на рынке произойдет оживление в наиболее активный строительный период, который обычно приходится на лето и начало осени”.
Усилению активности также будет способствовать реализация государственных программ по строительству жилья, например “Обеспечение жильем молодых семей”, “Реновация жилищного фонда Москвы”, “Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя”, а также другие программы регионального развития. На рост потребления технической изоляции влияет увеличение добычи полезных ископаемых и объемов производства в обрабатывающих отраслях, что влечет расширение существующих и строительство новых предприятий и складских комплексов.
В первом квартале 2019 г. отмечалось перераспределение потребления теплоизоляционных материалов между различными сегментами. Так, сокращение покупательской активности на 3-5% в рознице компенсировалось увеличением потребления в В2В, в том числе в направлении штукатурных фасадов. Эксперты “ТЕХНОНИКОЛЬ” связывают уменьшение объемов розничных продаж с общим снижением покупательной способности населения, ростом цен, повышением НДС, а также сезонностью. “Оживление со стороны частников ожидается во втором квартале с началом строительного сезона и продлится в течение всего лета. Вполне вероятно, что этот рост компенсирует падение первого квартала”, – комментирует Елена Кузнецова.
В 1 квартале 2019 г. доля импорта общестроительной и технической изоляции на основе каменной ваты продолжила снижение, опустившись на 42% по сравнению с 1 кварталом 2018 г. Сегодня импортная продукция занимает не более 1% сегмента. Доля экспорта увеличилась на 63%.
Одним из крупнейших производителей изоляции из каменной ваты является корпорация “ТЕХНОНИКОЛЬ”: 20% всего объема выпускаемой компанией продукции идет на экспорт. Основными производителями экспортной изоляции “ТЕХНОНИКОЛЬ” стали заводы в Рязани, Белгороде и Хабаровске. Поставки осуществляются в основном в страны Европы, Азии и СНГ, а также в Азербайджан, Грузию, Узбекистан и Туркменистан. В 1 квартале 2019 г. увеличился экспорт в Юго-Восточную Азию (Китай и Сингапур), “Завод ТЕХНО” в Рязани расширил поставки материалов для агропромышленного комплекса.
“Несмотря на позитивную динамику, в целом прогнозы на 2019 г. остаются довольно пессимистичными. Эксперты не видят причин для серьезного роста строительного рынка в целом и теплоизоляционных материалов в частности. Их показатели в лучшем случае останутся на уровне прошлого года, в худшем – немного снизятся. Строительная отрасль, к сожалению, очень чутко реагирует на негативные экономические и политические факторы: усиление санкций, девальвация рубля, снижение цен на нефть влекут за собой сокращение инвестиций в строительство и снижение покупательной способности. Да и принятие новых программ по поддержке строительной отрасли пока не предвидится. Остается надеяться, что уже утвержденные будут реализовываться в полном объеме и в заявленные сроки”, – отметил Василий Ткачев, руководитель направления “Минеральная изоляция” “ТЕХНОНИКОЛЬ”. (INFOLine/Advis/Химия Украины и мира)