Доля фальсифицированного и суррогатного горючего на российском на рынке составляет 9%. Это показали проверки Росстандарта, проведенные с начала года. По сравнению с 2018 г. количество нарушителей почти не изменилось. Однако еще в 2015 г. фальсификат находили на каждой пятой заправке.
Эксперты объясняют улучшение качества введением оборотных штрафов, а также изменениями в налоговом законодательстве. Минпромторг ранее предлагал запретить продажу суррогата на АЗС, чтобы у заправок не возникало соблазна выдавать его за автомобильное топливо, сообщили в ведомстве.
Каждая десятая. На автозаправочных станциях продается 6 млн. т суррогата в год, сообщили в Росстандарте. При этом весь объем рынка бензина и дизеля составляет 65 млн. т. Проведенные федеральным агентством с начала года проверки показали, что 8,8% АЗС (81 из 920 проверенных к 24 сентября) продают бензин и дизель, не соответствующие утвержденным стандартам качества. Независимые заправки “грешат” в 2,5 раза чаще, чем сетевые. У последних доля нарушений составила 5% (29 АЗС), а у независимых — 13% (52 АЗС).
В прошлом году доля заправок, торгующих некачественным горючим, была примерно той же – из 1010 проверенных АЗС нарушения регламента выявили на 90 АЗС (9%). При этом самое распространенное нарушение как в 2018 г., так и в 2019 г. – превышение в топливе массовой доли серы.
В Российском топливном союзе (РТС) стабильный процент нарушителей среди АЗС объясняют особенностями ревизий, которые устраивает федеральное агентство. «Росстандарт проводит плановые проверки с предварительным уведомлением того, кого он будет проверять. Соответственно 9% нарушителей – это АЗС, которые, даже зная о ревизии, не могут к ней подготовиться и оперативно исправить недостатки. Более точную статистику смогут дать внеплановые проверки, которые по поручению правительства также будут проводиться Росстандартом. Тогда можно будет сделать вывод, улучшается ли ситуация с качеством топлива на АЗС», – пояснил президент РТС Евгений Аркуша.
Стабильный процент нарушителей в течение двух лет может говорить о том, что рынок вышел на некий оптимальный уровень по этому показателю, считает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. «Проблема некачественного топлива связана с низкой доходностью АЗС, а также с человеческим фактором. Поэтому даже при наилучших условиях всегда будет определенный процент нарушений по качеству, от которого сложно избавиться», – пояснил эксперт.
Вместе с тем в Росстандарте отмечают заметное улучшение качества топлива на АЗС по сравнению с 2015 г., когда нарушения были зафиксированы на каждой пятой заправке (20%). В агентстве позитивную динамику связывают с активной надзорной работой (ежегодно проверяется более 1 тыс. точек), а также с введением с января 2018 г. оборотных штрафов за некачественное топливо. «За последние годы доля фальсифицированного и суррогатного топлива на рынке сократилась с 20% в 2015 г. до 9% на текущий период, что позволило высвободить российский топливный рынок для добросовестных предпринимателей на сумму порядка 300 млрд. руб.», – пояснили в Росстандарте.
Общая сумма санкций, наложенная на АЗС в связи с этими нарушениями в прошлом году, составила порядка 50 млн. руб., за первое полугодие 2019 г. – 22,4 млн.
Одной из мер борьбы с суррогатным топливом (которое выдают за автомобильное) может стать полный запрет его продажи на АЗС. Минпромторг совместно с Росстандартом ранее предложили разрешить продавать на заправках через топливно-раздаточные колонки только автомобильный бензин и дизель, сообщили в министерстве.
Качественный дизель. Самые большие проблемы с качеством на АЗС были связаны с дизельным топливом, но в настоящее время ситуация улучшается, считает Евгений Аркуша. Причина – изменения в Налоговом кодексе, которые закрыли лазейки для ухода от уплаты акцизов за суррогатные виды топлива (судовое маловязкое топливо, печное топливо и др.), которые некоторые АЗС продают под видом дизеля. «Суррогатный дизель постепенно сравнивается по цене с товарным дизелем и нет смысла его покупать. Хотя есть регионы, где его по-прежнему много, например Дальний Восток», – отметил эксперт.
По словам генерального директора ИГ “Петромаркет” Ивана Хомутова, до 2017 г. включительно рыночный оборот суррогатов поддерживался их более низкой ценой в сравнении с дизтопливом 5-го класса. «В 2018 г. и 2019 г. ситуация несколько изменилась. Во-первых, регулятор приложил значительные усилия, чтобы затруднить производителям выпуск суррогатов дизтоплива без уплаты акциза. Во-вторых, существенно сокращается разница в оптовых ценах реализации дизтоплива и его заменителей на внутреннем рынке. В 2018 г. этому способствовало сдерживание цен внутреннего рынка на дизель в “ручном” режиме. В 2019 г. функцию сдерживания выполняет демпфирующий механизм, фактически стимулирующий производителей продавать продукт отечественным потребителям по ценам ниже экспортных», – сказал Иван Хомутов. По словам эксперта, если в 2017 г. суррогатное топливо в опте стоило дешевле дизеля в среднем на 8 тыс. руб./т, то в январе-июле 2019 г. разница снизилась до 2-3,5 тыс. руб.
Евгений Аркуша отмечает, что постепенный уход с рынка суррогата подтверждает рост производства и продаж дизеля на российском рынке. По данным Росстата, за семь месяцев общий объем реализации бензина прибавил 3%, дизельного топлива – 23%.
В Минэнерго и Роскачестве не смогли оперативно ответить на запросы. Ранее глава Роскачества Максим Протасов говорил, что организация к октябрю планирует представить свои итоги проверки дизеля. В крупных нефтяных компаниях на момент публикации не ответили на запросы. (Известия/nangs.org/Химия Украины и мира)