В России создадут систему госконтроля за качеством авиатоплива – аналогичную той, которая действует сегодня для бензина. Сейчас обязанность проведения полного цикла лабораторных испытаний горючего перед заправкой воздушных судов фактически отсутствует, сообщили в Росстандарте. Кроме того, в стране не хватает профильного оборудования и лабораторий.
При этом попадание посторонних примесей в авиатопливо напрямую влияет на безопасность полетов и может привести к отказу двигателя самолета в небе, предупреждают эксперты. Ранее к топливу высказывали претензии в Росавиации, а ГосНИИ гражданской авиации обнаруживало в керосине силикон.
Контрольная замена. Качество авиатоплива в России начнут проверять более тщательно. Минпромторг разработал проект постановления правительства, предполагающий передачу полномочий по проверке технических характеристик керосина от Ространснадзора Росстандарту, сообщили в министерстве. Последний уже контролирует качество бензина, дизеля и судового топлива.
“Проект постановления предполагает повышение эффективности государственного контроля за соблюдением требований технического регламента на топливном рынке”, – отметили в Минпромторге.
Там пояснили, что сейчас надзор за качеством авиатоплива осложнен нехваткой аккредитованных лабораторий и недостаточным финансированием. Частично улучшить ситуацию помогут две новые комплексные лаборатории, создающиеся Росстандартом в Симферополе и Хабаровске. По словам представителя ведомства, они смогут проводить испытания как моторного, так и авиационного топлива. Передача контрольных функций Росстандарту ранее обсуждалась с Минэнерго, Минтрансом, Ространснадзором и Росавиацией, добавил он.
Предлагаемые инициативы направлены на совершенствование существующей системы контроля, поскольку в последние годы она претерпела значительные изменения, пояснили в пресс-службе Росстандарта. К примеру, сейчас отсутствует обязательность проведения полного цикла лабораторных испытаний топлива перед его заправкой в воздушное судно (ВС). Кроме того, по данным агентства, в 2018 г. из 93 испытательных лабораторий только восемь были аккредитованы в национальной системе.
В Росстандарте отметили, что в случае передачи агентству полномочий по контролю за качеством авиатоплива планируется построение системы контроля с выделением наиболее подверженных риску зон – аналогичной той, что действует на рынке моторного топлива.
Минэнерго не против передачи функций контроля качества авиатоплива Росстандарту – он обладает развитой сетью лабораторий и большим опытом работы, заявили в ведомстве.
В Минтрансе пока не получали проект документа, предусматривающего передачу каких-либо функций от одного федерального органа исполнительной власти другому, сказали в ведомстве. В Росавиации пока не ответили на запрос.
В Ространснадзоре заявили, что вопрос качества авиакеросина приоритетный, поскольку от него во многом зависит безопасность полетов. В федеральной службе подчеркнули, что исследования проводятся специализированными лабораториями, для проверок привлекаются специалисты ГосНИИ (ГА) гражданской авиации. Количество задействованных лабораторий и число проверок в 2019 г. в Ространснадзоре не уточнили.
Качественное топливо – важный элемент авиабезопасности, сказал летчик-испытатель Анатолий Кнышов. Повышенное содержание в керосине влаги и посторонние примеси неоднократно приводили к авиапроисшествиям в результате остановки двигателя, отметил он.
Некондиционное авиатопливо нередко рассматривалось в качестве возможной причины авиакатастроф. Так было после крушения Boeing 737 в Казани в 2013 г. (погибли 50 человек), аварийной посадки Ту-154 в московском Домодедово в 2010 г. (двое погибли, 82 человека пострадали), крушения самолета Ту-154 над Черным морем в 2016 г. (погибли 92 человека) и падения Ан-2 в Серпуховском районе Московской области в 2008 г. (погибли пять человек). Но только в последнем случае МАК подтвердил, что причиной стало именно некачественное топливо.
Повышенный износ. В июле сообщалось о том, что ГосНИИ гражданской авиации (ГА) обнаружило в керосине, которым заправляли самолеты Red Wings, полисилоксаны (силикон), что могло привести к сбоям в работе техники. Для выяснения причин Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело. В Минэнерго тогда также заявили, что создадут рабочую группу, чтобы разобраться с причинами попадания загрязненного авиакеросина в топливные системы самолетов. В ведомстве уточнили, что первое совещание пройдет в IV квартале 2019 г.
Ранее претензии к авиатопливу возникли у Росавиации: в начале года ведомство сообщило о жалобах иностранных производителей авиадвигателей на качество российского горючего.
«Из-за проблем с топливом американский и европейский регуляторы вдвое сократили ресурс топливных агрегатов авиадвигателей между техническим обслуживанием. Например, для самолетов семейства Airbus А320», – сообщил независимый эксперт, бывший замглавы ГосНИИ ГА Павел Михеичев. По словам эксперта, в настоящее время не существует единой системы госконтроля качества авиатоплива. Есть ГОСТ, по которому можно проверять керосин, но ревизии носят добровольный характер, пояснил он.
Как сообщили в “Роснефти”, в компании действует многоступенчатая система контроля качества топлива, в том числе авиационного. Она состоит из трех основных этапов – входной контроль перед поступлением топлива от поставщика в резервуары ТЗК, полный анализ качества в лабораторных условиях перед стартом движения топлива из резервуара и аэродромный контроль качества перед началом заправки воздушного судна. В последнем случае проверяются основные показатели качества: цвет, вода, мехпримеси, плотность и температура.
“Все партии поступающего топлива проходят обязательный контроль в лаборатории ГСМ. Несмотря на отмену в России с июля 2015 г. обязательной процедуры сертификации организаций, обеспечивающих авиатопливом воздушные перевозки, лаборатории ТЗК НК “Роснефть” проходят добровольную сертификацию и на всех ключевых ТЗК имеют международный сертификат”, – заявили в пресс-службе компании.
В пресс-службе “Газпром нефти” сообщили, что анализы показателей качества авиатоплива проводятся в процессе приема, хранения и подготовки топлива к заправке в воздушные суда.
В пресс-службе Nordwind заявили, что перед заправкой каждого рейса представители авиакомпании проводят аэродромный контроль: наличие механических примесей и воды проверяются визуально, замеряются температура и плотность. Директор по PR перевозчика Александр Сухоруков добавил, что у авиакомпаний нет ресурса, включая необходимые лаборатории, для самостоятельного контроля качества керосина. Но в случае ЧП именно авиакомпания будет нести ответственность за качество топлива, попавшего в баки лайнера, сказал он.
В Utair сказали, что качество топлива устраивает перевозчика, при этом компания сама периодически проводит анализ керосина. Авиакомпания Smartavia также сообщила, что не имеет претензий к авиатопливу. Другие авиаперевозчики и крупные нефтяные компании не ответили на запросы. (Rcc/Химия Украины и мира)