Принято считать, что рынок удобрений – сфера интересов крупного бизнеса. Но и здесь есть ниша, которая не отличается огромными объемами продаж, поэтому стала сферой деятельности малых предприятий.
За три прошедших года производство жидких комплексных удобрений в России увеличилось почти в 2,5 раза. Впрочем, в 2019 г. производители поставили на рынок жидких комплексных удобрений NPK в России на 360 т меньше, чем в 2015 г.
Нужно понимать, что это очень узкая сфера, в которой в стране задействована лишь пара компаний. В результате тех или иных изменений как на рынке, так и внутри компаний могут происходить серьезные колебания выпуска.
В последние пять лет рынок жидких комплексных удобрений NPK в России характеризовался сильной волатильностью спроса. Колебания показателей потребления брома внутри страны имели разнонаправленную динамику и могли доходить до 20-30 и большей процентов год к году. Так, в 2016 г. продажи выросли на 92 млн. руб., а в следующем году упали на треть. Несмотря на минимальные объемы внешнеторговых сделок на рынке брома, в России (экспорт/импорт отдельных компаний порой ограничивается несколькими центнерами этого типа удобрений в год), этот пример иллюстрирует особенности данной ниши.
Тем не менее, динамика рынка жидких комплексных удобрений NPK в России за последние три года позволяет с достаточной долей уверенности говорить о его стабилизации, прогнозировать его рост до 30% и выше к 2024 г. Это, впрочем, не исключает временных просадок, которые будут, скорее всего, связаны с единичными решениями и сделками, которые оказывают большое влияние на общие индикаторы отрасли. (roif-expert.ru/Химия Украины и мира)